Меню

Выкройка национальных кабардинских костюмов

ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ КАБАРДИНЦЕВ И ЧЕРКЕСОВ

Адыги (кабардинцы и черкесы) долгое время считались на Северном Кавказе законодателями моды, и потому их традиционный костюм оказал заметное влияние на одежду соседних народов.

Мужской костюм кабардинцев и черкесов сложился в то время, когда мужчины значительную часть жизни проводили в военных походах. Всадник не мог обходиться без длинной бурки : она заменяла ему в пути дом и постель, защищала от холода и жары, дождя и снега. Другой вид тёплой одежды — овчинные шубы, их носили пастухи и пожилые мужчины.

Верхней одеждой служила также черкеска . Её шили из сукна, чаше всего чёрного, бурого или серого, иногда белого. До отмены крепостного права белые черкески и бурки имели право носить только князья и дворяне. По обеим сторонам груди на черкеске нашивали кармашки для деревянных трубочек-газырей, в которых хранили заряды для ружей . Знатные кабардинцы, чтобы доказать свою лихость, нередко ходили в рваной черкеске.

Под черкеску, поверх нательной рубахи, надевали бешмет — кафтан с высоким стоячим воротником, длинными и узкими рукавами. Представители высших сословий шили бешметы из хлопчатобумажной, шёлковой или тонкой шерстяной материи, крестьяне — из домашнего сукна. Бешмет для крестьян был домашней и рабочей одеждой, а черкеска праздничной.

Головной убор считался важнейшим элементом мужской одежды. Его надевали не только для зашиты от холода и жары, но и для «чести». Обычно носили меховую папаху с суконным донышком ; в жаркое время — войлочную шляпу с широкими полями . В ненастье поверх папахи накидывали суконный башлык . Парадные башлыки украшали галунами и золотым шитьём .

Князья и дворяне носили красную сафьяновую обувь, украшенную галунами и золотом , а крестьяне — грубую обувь из сыромятной кожи. Не случайно в народных песнях борьбу крестьян с феодалами называют борьбой «сыромятных башмаков с сафьяновыми».

Традиционный женский костюм кабардинцев и черкесов отражал социальные различия. Нательной одеждой была длинная шёлковая или хлопчатобумажная рубаха красного или оранжевого цвета . На рубаху надевали короткий кафтанчик, обшитый галуном, с массивными серебряными застёжкам и. По покрою он походил на мужской бешмет. Поверх кафтанчика — длинное платье . Спереди у него был разрез, в котором виднелись нижняя рубаха и украшения кафтанчика. Костюм дополнялся поясом с серебряной пряжкой . Платья красного цвета разрешалось носить только женщинам дворянского происхождения .

Пожилые носили ватный стёганый кафтан , а молодым , по местному обычаю, не полагалось иметь тёплую верхнюю одежду . От холода их защищала только шерстяная шаль.

Головные уборы менялись в зависимости от возраста женщины. Девочка ходила в платке или с непокрытой головой . Когда же её можно было сватать, она надевала «золотую шапочку» и носила до рождения первого ребёнка . Шапочку украшали золотым и серебряным галуном ; донышко делали из сукна или бархата, а верх увенчивала серебряная шишечка. После рождения ребёнка женщина меняла шапочку на тёмный платок ; сверху на него обычно накидывали шаль, чтобы закрыть волосы . Обувь шили из кожи и сафьяна, праздничную — обязательно красного цвета.

Больше интересных фактов о КАВКАЗЕ на нашем сайте: https://georgi-kavkaz.ru/

ТЕСТО, СЫР, ЯЙЦО. СЫРНЫЙ ПИРОГ с ЯЙЦОМ. «ХАЧАПУРИ по — АДЖАРСКИ»

Источник

Куклы в народных костюмах №90. Костюм кабардинки

Куклы в народных костюмах №90 (ранее обещали её в №92, но график изменился).

Костюм кабардинки. (Кабардино-Балкария). Кабардинский женский костюм.

В России номер 92 выходит 21 августа 2015.

Но поскольку она выходит 90-ой, дата выхода — 24 июля 2015.

Кабарди́нцы — субэтнос адыгов, коренное население Кабардино-Балкарии, также проживают в Краснодарском и Ставропольском краях, в Карачаево-Черкесии, Адыгее и Северной Осетии.

Национальная женская одежда Кабардино-Балкарии — это черкесский женский костюм, в обычные дни носили платье, шаровары, туникообразную рубаху, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку, сафьяновые чувяки.

На талии платье стягивали поясом из широкой полосы галуна, декорированной серебряными пластинами с филигранью или гравировкой.

Золотая шапочка с высоким твердым околышем, украшенным золотным галуном. В вырезе платья национального костюма видны серебряные застежки кафтанчика.

Поверх шапочки молодые женщины надевали белый шелковый платок с бахромой, концы которого обматывали вокруг шеи.

В традиционной кабардинской вышивке чаще всего встречался треугольный рисунок, получивший название «узор для угла». Возможно, эта фигура могла символизировать баранью голову и выполнять роль оберега. Изображение бараньей головы с древности было амулетом у многих народов Кавказа.

4 фарфоровых куклы коллекций ДеАгостини.
Сложный по форме и количеству составных частей женский костюм ярко отражает социальные различия в кабардинском обществе.

Читайте также:  Чайник конфетница выкройка мастер класс

Нательная одежда — это прямая длинная рубаха из бумажной или шёлковой ткани красного или оранжевого цвета. Под рубахой — шаровары. На девушек надевали короткий кожаный кафтанчик с массивными серебряными застёжками на груди. Они видны через разрез верхнего платья из шёлка или бархата, богато украшенного галунами и золотым шитьём. В торжественных случаях к рукавам платья прикрепляли подвески в виде широких и длинных лопастей.

Головной убор девушки до замужества и рождения первого ребёнка — «золотая шапочка» — покрывался платком и большой шалью.

Богатое парчовое платье, кожаный кафтанчик, равно как и обувь в виде высоких скамеечек, сделанных по форме ступни и обтянутых бархатом с серебряными украшениями, свидетельствуют о принадлежности к высшему сословию. Такой богатый костюм надевали при торжественных выходах, а невесты — на свадьбу.

Источник

Женский национальный костюм

Лейля Кайгермазова,
Нальчик

Что мы знаем об одежде, которую носили наши бабушки и прабабушки? Много ли назовем предметов туалета? В нашем сознании национальная одежда карачаевок и балкарок — это платье. Некоторые даже считают, что оно в прежние времена было именно таким, каким мы знаем его сейчас. Однако это не совсем так. Я бы хотела изложить некоторые особенности женского национального костюма XIX века и историю его становления.

Изначально женский костюм включает в себя нательную рубашку, штаны, кафтан (или къаптал) и платье (чепкен). По покрою основной тип женской рубашки был туникообразным. Рубашка кроилась без шва на плечах, путем использования одного полотнища, перекинутого через грудь на спину. Разрез вокруг шеи и на груди обусловлен строгим расчетом ширины ткани, изготавливаемой на домашнем ткацком станке. Полы рубахи и манжеты рукавов были отделаны тесьмой и кружевами. Слева на талии рубашки имелись петли из рулика. К ним прикреплялись небольшие туалетные сумочки. В домашних условиях женщины могли носить рубашки свободно ниспадающими, без пояса и вместе с шароварами. Хотя последние и считались нательной одеждой, девушкам не запрещалось выставлять их напоказ. Обычай ношения штанов женщинами своим появлением связывается с древним степным кочевым бытом, с необходимостью ездить верхом.

Широкая нательная рубашка и шаровары, сшитые из прямых полотнищ с ромбовидной вставкой в середине, обнаружены в женском погребении в могильнике Байрым (Верхний Чегем). Погребение относится ко времени проникновения древнетюркских племен в кавказские ущелья. Вот откуда идет любовь-то наших девушек к брючкам! А ведь еще и не то было: по описанию Я. Стрейса, женщины у «черкесских татар, те, которые хотят показать, что они не из простонародья, носят узкие штаны, доходящие до икр или до косточки, поверх они надевают две одежды без рукавов, плотно обтягивающие тело».

Вероятно, здесь речь идет о кафтанах, надеваемых поверх рубашки. Кафтан — распашная верхняя одежда, украшенная орнаментом на обеих полах от пояса и на рукавах. Поверх кафтанчика одевалась еще одна распашная длиннополая одежда, которая у карачаевцев носит название «чепкен» и «жыйрыкъ» — у балкарцев. «Верхний жыйрыкъ» несет функции праздничной одежды. Он с короткими рукавами, заужен в талии, расширен в подоле юбки путем вставляемых боковых клиньев. Шьется верхнее платье из более тонкой ткани, чем кафтан, более нарядной, отделывается богатой вышивкой, аппликацией и позументами.

Особой декоративностью и сложностью кроя отличались рукава жыйрыкъа или чепкена, которые прошли свою собственную эволюцию. В начале XIX века еще сохраняется длинный ложный рукав у кафтанчика с прорезью в верхней части, куда выходила рука в рукаве рубашки, а рукав чепкена оставался коротким. Существовали также рукава простые облегающие и спускающиеся только чуть длиннее рук. Форма ложного рукава была распространена только в одежде знатных сословий или в праздничном наряде. Вероятно, к середине XIX века появился рукав с оборками, пришиваемыми выше локтя к чепкену. Из-под них спускались широкие нижние рукава, полностью закрывающие кисти рук.

В середине XIX века женский кафтан претерпевает существенные изменения. Он становится декоративным вспомогательным элементом одежды, и у него упрощаются отдельные части. Так, спинка и верхняя часть рукава выполняются уже из более дешевого материала, поскольку они постоянно скрыты верхним платьем. А когда отпадает необходимость в рукавах кафтана, их начинают делать подвесными. Они преобразуются в форму лопастей, привязанных к локтю. Таким образом, из-под длинных легких крыльев рукава шелкового платья выглядывала вышитая бархатная лопасть подвески, прикрывающей светлые ниспадающие почти до пола края рубашки.

Потеряв свои нарядные вышитые рукава, къаптал продолжал распадаться: выглядывавшая в грудной разрез платья часть превращается в нагрудник (декоративные застежки, нашитые на плотную ткань с подкроенным воротником и подвязками). Нижние полы къаптала прикрепляются к поясу внутри под полами платья, превратившись в декоративные поясные подвески, вскоре целиком перешедшие на поля платья. Естественно, что вскоре у чепкена зашивается разрез подола спереди. Къаптал соединяется с нижней рубахой в единое целое. В результате появляется длиннополая нижняя рубаха, расширенная книзу: на ней нашиваются декоративные нагрудные застежки, подкраивается воротник; яркие рукава, доселе выглядывавшие из-под къаптала, вытеснены манжетами, появившимися под влиянием городской культуры.

Читайте также:  Построение выкройки корсетного лифа

Сегодня в сундуках наших бабушек еще можно увидеть много интересного. К примеру, корсет. Он надевался на девочку в семилетнем возрасте и не снимался вплоть до ее замужества. Это вырабатывало тонкую талию и прямую стать, сохранявшуюся у горянок в большинстве случаев до старости. Эта интересная деталь гардероба непривычна для создавшегося образа национального костюма. Прибавим туда же ходули, многократно упомянутые исследователями кабардинского народного искусства. По словам Кузнецовой, «богато орнаментированные деревянные подставки для ног карачаевскими и балкарскими женщинами употреблялись тоже в исключительно парадных случаях. Непригодные для ходьбы и на ровной плоскости, в условиях гор эти ходули были вообще неуместны. Но поскольку с их помощью подчеркивалась сословная принадлежность, то эта разновидность обуви в национальном костюме приобретала как бы символическое значение».

Желающие окунуться в историю могут также заглянуть в костюмерный цех государственного фольклорно-этнографического ансамбля народного танца «Балкария». Известный этнограф Мухтар Кудаев, художники спецателье национального костюма г. Санкт-Петербурга и художественные руководители ансамбля восстановили старинную одежду горянок, представив ее красоту в новом театральном образе.

(Использованная литература: И.М.Мизиев. «Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая 13 — 18 вв.», Нальчик, 1991 г. А.Я.Кузнецова. «Народное искусство карачаевцев и балкарцев», Нальчик, 1982 г.)

Источник

Выкройка национальных кабардинских костюмов

состоит из элементов:
1. Длинная рубаха (платье)
2. Юбка
3. Полувенок
4. Сапожки
5. Бусы
Рекомендации по выбору тканей и аксессуаров
Для костюма понадобится: ткань белого цвета, широкая и узкая тесьма синего цвета для рубахи, ткань голубого и желтого цвета для юбки, широкие атласные ленты, искусственные цветы, искусственная кожа красного цвета или готовые красные сапожки.
Описание работы:
Платье-рубаха.
Сшить платье-рубаху с воротником стойкой по выкройке и описанию (см. здесь). На раскроенные детали настрочить узкую тесьму (полочка и рукава), после декорирования стачать детали. Широкой тесьмой украсить воротник и подол.
Можно использовать более простое построение выкройки. О том, как раскроить и сшить славянскую рубаху, см. здесь. В женском варианте нужно сделать разрез под застежку по центру.
Юбка.
Сшить юбку-восьмиклинку, чередуя голубые и желтые клинья.
Венок.
К широкой атласной ленте с боков пришить искусственные цветы. Добавить несколько атласных лент. Завязать сзади на пышный бант, предусмотреть невидимки.
Еще один вариант: на заколку прикрепить искусственные цветы, приколоть к волосам с боков, прихватывая атласную ленту.
Сапожки.
Подобрать готовые красные сапожки. Как вариант, можно сшить сапожки из мягкой искусственной кожи или замши. Удобнее всего обшить готовые тапочки, отдельно сшить голенища, предусмотрев штрипку внизу и широкую резинку вверху.
Бусы.
Использовать готовые красные бусы в несколько рядов.

состоит из элементов:
1. Блуза
2. Юбка
3. Передник
4. Жилета
5. Сапожки
6. Бусы
Рекомендации по выбору тканей и аксессуаров
Для костюма понадобится: ткань белого цвета, широкая и узкая тесьма синего цвета для рубахи, ткань синего цвета для жилета и фартука, ткань в крупную клетку для юбки, широкие атласные ленты, нарядная тесьма, искусственные цветы, искусственная кожа красного цвета или готовые красные сапожки, термоаппликация «цветы» или любая ткань с цветочным узором; широкая эластичная лента (резинка).
Описание работы:
Блуза.
Традиционно в состав украинского костюма входит платье-рубаха (см. вариант 1), но т.к. комбинация [платье + юбка + фартук] слишком тяжела для ребенка, предлагаем сшить короткую блузу. Описание см. выше.
Юбка.
Сшить простую юбку-«татьянку» длиной до колена.
Жилет.
Выкройка жилета очень простая. Её можно построить на глаз, а можно вычертить по готовой одежде (например, по пижамной блузе). Жилет необходимо украсить тесьмой и крупной аппликацией «цветы».
Передник.
Передник сшить из той же ткани, что и жилет, декорировать тесьмой и аппликацией.
Венок.
Из атласа сшить длинную трубу (охват головы + 20 см), вставить в нее широкую эластичную ленту (резинку) по размеру головы. При этом трубу надо присобрать.
Концы резинки сшить. Затем сшить концы трубы по кругу. Это основа венка. К основе пришить искусственные цветы и несколько атласных лент.
Бусы. Использовать готовые разноцветные бусы в несколько рядов.

Читайте также:  Органайзер из старых джинсов своими руками выкройки

Традиционный костюм японских женщин состоял из нижней и верхней одежд.
Нижней поясной одеждой были юбки «футано» и «косимаки». Футано — короткая несшиваемая юбка из отбеленной хлопчатобумажной ткани; косимаки — длинная несшиваемая юбка из более дорогой ткани (она видна, когда распахивается кимоно). Японки также носили нижнюю плечевую одежду — рубашки «хададзюбан» из светлой шелковой или хлопчатобумажной материи. В отличие от мужского дзюбана, у этой женской рубашки не зашивалась нижняя часть проймы и рукава в области подмышки.
Основными видами верхней женской одежды, сохранившимися почти без изменений, были кимоно и хаори. По форме и покрою они были такими же, как и мужские, отличаясь лишь незашитой проймой и рукавами в области подмышки.
Кимоно подпоясывалось очень широким поясом-оби, который оборачивали вокруг талии несколько раз. Вначале он завязывался красивым бантом спереди, но позже бант был перенесен назад (наподобие турнюра европейских дам). Оби — главное украшение женского платья делался из шелка или парчи с красивым сложным узором.
Женское хаори носили и на выход, и каждый день. Повседневное обычно было короче. Существовала разновидность хаори — «нэннэко», которое надевали женщины, когда носили за спиной ребенка. Рукава в нэннэко полностью вшивались в пройму.
С конца XII в. женский костюм упрощается.
С XVI в. японские женщины носят «косодэ» — длинное прямое платье с небольшим вырезом и короткими рукавами. Оно могло быть шелковым, стеганым или на вате, и его всегда носили с поясом-оби. Первоначально это была нижняя одежда, но потом косодэ стало нарядным верхним платьем. Его шили из дорогих тканей, украшенных золотом и вышивкой, с крупным орнаментом, который мог быть расположен по поверхности платья спирально, по диагонали или асимметрично.
Форма этой одежды сохранялась неизменной на протяжении столетий.

Обувь
Традиционной японской обувью являются «гэта» и «дзори», которые популярны в Японии и сейчас.
Гэта были двух видов. Один из них представляет собой деревянные туфли, похожие на скамеечки с двумя ножками-каблуками высотой около 10 сантиметров. Когда японцы собирали водоросли в море или плоды с деревьев, они надевали гэта с самыми высокими каблуками. Другой вид — это деревянные колодки, у которых сверху подошва ровная, а снизу — с выемкой посередине; носок загнут под острым углом. Гэта прикреплялись к ноге двумя шнурами или ремешками.
Второй традиционный вид японской обуви дзори — плетеные сандалии. Их делали из тростника, бамбука, рисовой соломы. У дзори плоская подошва, нет каблуков и только один размер.
Вместе с гэта и дзори японцы носили своеобразные носки — «таби» с утолщенной подошвой и отдельно выкроенным большим пальцем. Их шили из белого полотна или шелка и застегивали на крючки вдоль щиколоток. Белые или цветные вязаные таби японцы носят и в настоящее время.

Прически и головные уборы
Мужские прически имели строгую социальную градацию. За ее нарушение провинившегося наказывали.
Головной убор не является обязательным элементом традиционного японского костюма. Но он дополняет церемониальные и ритуальные костюмы. У представителей японской знати церемониальный головной убор не столько защищал голову, сколько имел символическое значение.
Женщины в древней Японии носили длинные распущенные волосы, которые могли завязывать пучком.
В XIV-XVI вв. прическа японских женщин становится очень сложной, для нее требовалось множество гребней и шпилек. Для устойчивости в высокие прически подкладывали подушечки, бархатные валики, наматывали волосы на овальные гребни. Такая прическа укладывалась раз в неделю и покрывалась маслом или воском, чтобы волосы блестели.
Особую прическу носили японские гейши: волосы на затылке образовывали напуск, шея была обнажена, что подчеркивалось особым воротником. Гейши украшали прическу шпильками с крохотными веерами или бумажными цветами на конце.

Украшения и косметика
Японские женщины с древних времен украшали себя при помощи косметики. Они натирали тело красным порошком, наносили на лицо толстый слой белил, чернили зубы и брили брови. Замужние женщины высоко на лбу рисовали тушью две полоски. Все это придавало женским лицам таинственность и загадочность.
Женщины и мужчины украшали себя золотыми и бронзовыми браслетами, серьгами, ожерельями, кольцами, подвесками. Они носили бусы из нефрита, яшмы, горного хрусталя, жемчуга, агата.
Древние японцы пользовались зеркалами, носили бронзовые или позолоченные пояса и пряжки. Женщины украшали прически красивыми черепаховыми, деревянными, коралловыми, костяными гребнями и шпильками.
Украшало мужской костюм оружие, которое носили у пояса.
С древних времен традиционным дополнением японского костюма был веер. Существовало два типа вееров — складной и нескладной (в виде опахала).

Источник