Меню

Вредны ли акриловые краски по ткани для здоровья

Применение обычных акриловых красок для рисования по тканям

Можно ли обычным акрилом рисовать по ткани? Этот вопрос интересует всех тех, кто когда-либо задумывался о создании оригинальной и яркой вещи для себя или в подарок. Акриловые краски можно приобрести в художественных магазинах, и прежде чем начать рисовать ими, стоит узнать о некоторых особенностях.

Свойства и особенности акриловых красителей

Можно ли рисовать акриловыми красками на ткани? Да, рисование акрилом на одежде — один из самых известных способов создать уникальную и яркую вещь. Для рисования на ткани существуют разные оттенки красок. Акрил выпускают также в разных формах — в баночках, тюбиках или баллончиках.

Работа акриловыми красками

Для рисования акрилом не требуются особые навыки или приспособления. Для работы потребуются кисти, емкость с разбавляющей жидкостью или водой и сама вещь.

Акрил — «плотная» краска, ее можно накладывать в несколько слоев, добавляя детали или смешивая с нижним оттенком. Умеренное применение жидкости делает ее густой и подходящей для работы с тканью, но следует использовать контуры.

У этого материала есть много преимуществ:

  • Они достаточно быстро сохнут.
  • Можно смешивать цвета, получая новые и используя их в покраске.
  • Акрил можно купить в любом магазине для творчества.
  • Рисунок держится действительно очень долго и не смывается;
  • Узоры выходят яркими.

Важно! Акриловые краски безопасны для детей, но нужно быть внимательными, чтобы краситель не попал в глаза, ротовую полость или на поврежденные участки кожи, которые еще не зажили.

Также есть еще несколько важных деталей, связанных с использованием этой краски:

  • Стоит обращать внимание на срок годности красок. От времени они засыхают, и уже не могут быть использованы для покраски.
  • На ткани она может растекаться, что сильно испортит рисунок. Поэтому перед работой рекомендуется наносить контур на вещь и иметь под рукой эскиз будущей готовой работы.
  • Не всегда удается сразу получить нужный цвет при смешивании.

В остальном же работа с акриловыми красками проста и подходит для начинающих художников.

Выбор ткани для росписи

Прежде чем начинать работу, нужно знать, какие акриловые краски для ткани следует купить и как пользоваться ими в зависимости от ткани. Определять подходящий акрил не трудно.

Чтобы понять, какую именно краску нужно приобрести, следует взглянуть на этикетку.

  • Знак «Silk». Это означает, что жесткость ткани не будет изменена, а краска подходит для изделий легких и тонких, например, из шифона или шелка.
  • Знак «Textile». Такой краситель подходит для плотных и жестких тканей (джинса, кожа, лен), он растекается не так сильно и с ним легко работать на такой поверхности.

На упаковках из-под красок указывается, к какой именно ткани они подходят

Для работы лучше всего подбирать вещи из светлой или белой ткани — таким образом, цвета акрила сохраняют свой изначальный цвет. На темном изделии оттенки могут измениться.

Виды росписи

Роспись по ткани при помощи специальных красителей (в том числе, акрила) называется батиком. Батик подразумевает нанесение краски на ткань с применением закрепителя (резервирующий состав).

Акрил часто применяется в батике, и в сети можно найти множество уроков

Существует несколько видов окрашивания:

  • Горячий батик. Довольно сложный процесс, требующий навыков. Во время покраски используют восковое покрытие, которое потом снимается, оставляя после себя либо белый, либо цветной фон.
  • Холодный батик. Краски наносятся с помощью четко разграниченных линий, благодаря чему акрил не смывается и не смазывается с ткани. Очень часто применяют трафареты для такой техники, можно также взять краску в баллончике.
  • Узелковый батик. На ткани с помощью нити или шнура завязывают небольшие узлы, на которые потом наносится краска. После подсыхания делают новые узлы и так до того момента, пока узор не будет закончен.
  • Свободная роспись. Набросок будущего рисунка наносится на ткань, а затем раскрашивается красками. Иногда можно выполнять работу без предварительного наброска, работая по вдохновению и получая необычные узоры. Для закрепления результата наносят резервирующий состав.

С помощью свободного стиля можно получить настоящий шедевр

Способы нанесения акриловой краски

Существует несколько разных способов нарисовать на ткани рисунок, используя акриловые краски. Они подойдут как для начинающих, так и для людей, давно занимающихся рисованием.

  • Копирование. Самый простой способ, для которого не нужны какие-то определенные умения. Самое необходимое для этого способа — умение четко перевести узор на вещь. Желаемый рисунок сначала распечатывают (желательно, чтобы контуры были толстые и темные), затем ткань растягивают по куску картона или фанеры и фиксируют. Распечатанный рисунок подкладывают под изделие и перерисовывают контур. После этого начинают красить.

Для начала работы с определенным способом следует учесть некоторые рекомендации:

  • Перед покупкой обязательно проверяют цену, изготовителя и срок годности. Это поможет избежать приобретения некачественных и старых красок.
  • Проверяется и наличие в красителях токсинов и аллергенов, наличие неприятного запаха.
  • Перед тем, как красить, нанести краску на какую-нибудь ненужную ткань для проверки цвета и характера наложения.
  • Кисти, губки и валики берутся из синтетики.
  • Новый слой (если нет цели смешивания красок) наносится только после высыхания нижнего.
  • Спустя сутки после того, как картинка будет готова, ее проглаживают утюгом 5 минут.

Качественный краситель держится стойко после обработки теплом

Для начала любой работы у художника обязательно должны присутствовать следующие инструменты и материалы:

  • Сами краски (в магазинах имеются разные красители, они могут быть подписаны «акриловые краски», либо «acrylic», и мало чем будут отличаться).
  • Мягкие синтетические кисти.
  • Булавки, прищепки, крючки.
  • Рамка, пяльцы, фанера или кусок картона.
  • Разбавляющий состав (также можно приобрести в художественных магазинах).
  • Губки, ватные палочки.
  • Палитры, емкости для разведения красок и воды.
  • Фен и утюг.
Читайте также:  Как называется тисненая ткань

Рабочая комната быть просторной и светлой, хорошо проветриваться

Как ухаживать за окрашенным изделием

После того, как вещь была покрашена и высушена, за ней следует правильный уход, благодаря которому краска будет держаться долго и останется яркой.

  • Стирать изделие нужно только при температуре, не превышающей 40 градусов.
  • Количество порошка должно быть минимально, средство используется без отбеливателя.
  • При стирке вручную: не скручивать ткань, и не тереть в месте, где находится рисунок.
  • Перед стиркой изделие выворачивают, а после — расправляют и развешивают на бельевой веревке.
  • Вещь нельзя замачивать.
  • Гладят осторожно, со стороны изнанки.

Как удалить акриловую краску с ткани

Удалить акрил с ткани необходимо в разных случаях. Это может быть случайно попавшая на одежду краска или неудавшиеся рисунки акрилом на ткани, которые хочется убрать.

Акрил смывается с ткани разными способами

Если пятно только что появилось на одежде, следует сразу же приступить к очистке, пока оно не въелось:

  • Небольшие капли краски снимают чайной ложкой, пластиковой посудой, ножом для масла.
  • Предмет одежды выворачивают и подставляют под холодную воду до выцветания красителя. Затем ее стирают.
  • Также можно замочить вещь в холодной воде, и за это время приготовить мыльный раствор. При помощи губки пятно оттирается.

В случае, когда краситель высох (например, уже готовая роспись или давно поставленное пятно), могут помочь следующие средства:

  • Смесь аммиака и уксуса 1:1. Средство наносят на губку и оттирают пятно, затем вещь замачивают и стирают.
  • Ацетон. Губку пропитывают веществом и втирают в пятно, после этого изделие стирают.
  • Скотч. В некоторых случаях подходит этот способ. Клейкую ленту наносят на рисунок, разглаживают и осторожно снимают.
  • Спирт. Вату смачивают спиртом и прикладывают к пятну на 15-20 секунд, после чего еще немного растирают. Остатки нужно стереть сухой ватой. Вещь нужно выстирать и просушить.

Пятна выводятся спиртом

Иногда высохшие пятна отлично снимаются при помощи средства для мытья посуды и губки (или мягкой щетки).

Можно ли рисовать акрилом на ткани, делать это разными способами? Определенно да, и этот вариант подходит для работы с детьми или для создания собственной уникальной вещи. Качественные краски не только не принесут вреда, но и хорошо лягут на ткань и будут держаться долго.

Источник

Вредны ли акриловые краски по ткани для здоровья

Острая — едкая щелочь, раздражение кожи или глаз. Хроническая — хронические респираторные или кожные заболевания; канцерогены.

В таблицах ниже приведен перечень вредных красителей и видов опасности, которую представляют некоторые пигменты. Большая часть красителей небезопасна для домашнего применения. Предостережения, касающиеся применения красок, туши (чернил) и красителей, приведены в отдельной таблице ниже.

После ухода на пенсию многие люди начинают заниматься любым хобби и иногда применяют вредные химические вещества. Вследствие метаболических изменений в организме пожилых людей некоторые из них оказываются менее толерантными к растворителям, формальдегиду и гликолевым эфирам.

Опасность травления. Голландская протрава — это 10 % раствор соляной кислоты в воде с добавленным хлоратом калия. Это взрывоопасный реактив, который вступает в реакцию с органическими соединениями, соединениями серы и с серной кислотой, а также с грязью и одеждой.

Вред травящих веществ и химикатов, входящих в состав красителей:

1. Квасцы (двойная соль сернокислого калия и сернокислого алюминия). У некоторых людей может быть аллергическая реакция на квасцы, но специальных мер предосторожности при их использовании соблюдать не требуется.

2. Аммиак (гидроксид аммония). Избегать концентрированных растворов. Аммиак для домашнего употребления разбавлен и менее опасен. Вдыхание его ларов может вызвать раздражение дыхательных путей и глаз.

3. Алюминиево-аммониевые квасцы (двойная соль сернокислого аммония и сернокислого алюминия. Опасность такая же, как при работе с квасцами (см. выше)

4. Каустическая сода (щелок гидроксид натрия). Очень сильное коррозионное действие на кожу, глаза и дыхательные пути

5. Хлорокс (домашний отбеливатель, 5 % гипохлорит натрия). Коррозионное действие на кожу, глаза, горло и слизистые оболочки. Смешивание с аммиаком приводит к выделению ядовитого газа трех-хлористого азота. При смешивании с кислотами выделяется газообразный хлор, вызывающий очень сильное раздражение.

6. Сульфат меди (медный купорос). Может вызывать аллергию и раздражение кожи, глаз и верхних дыхательных путей. Хроническая экспозиция к порошковому сульфату меди может вызвать изъязвление и перфорацию носовой перегородки.

7. Винный камень (кислый виннокислый калий). Не представляет серьезной опасности.

8. Сульфат железа (железный купорос). Слабое раздражающее действие на кожу, глаза, нос и горло. В особых мерах предосторожности нет необходимости.

9. Муравьиная кислота (метановая кислота). Сильное коррозионное действие на глаза и слизистые оболочки. Может вызывать изъязвления рта, горла и носовой полости.

10. Глауберова соль (сульфат натрия). Слабое раздражающее действие на кожу, глаза, нос и горло.

11. Щавелевая кислота. Контакт с кожей и глазами может вызвать сильную коррозию и изъязвление. Вдыхание может вызвать сильное раздражение и поражение дыхательных путей. Следует надевать перчатки и защитные очки.

12. Дихромат калия (бихромат калия) Контакт с кожей может вызвать аллергию, раздражение и изъязвления. Хроническая экспозиция может вызвать аллергию дыхательных путей. Предположительный канцероген. Следует надевать перчатки и защитные очки.

Читайте также:  Как восстановить сидение автомобиля из ткани

13. Соль (хлористый натрий). Некоторые красители, применяемые для самых разнообразных целей, содержат соль в количествах, достаточных, чтобы оказывать токсическое действие на детей в случае проглатывания. Не представляет серьезной опасности в других отношениях.

14. Карбонат натрия. Коррозионное действие на кожу, глаза и дыхательные пути.

15. Гидросульфит натрия (дитионит натрия). Раздражающее действие на кожу и дыхательные пути. В процессе хранения растворы разлагаются с образованием газа двуокиси серы, оказывающего раздражающее действие. При смешивании с кислотами выделяются большие количества газообразной двуокиси серы.

16. Серная кислота (олеум). Очень сильное коррозионное действие на кожу и глаза. Пары могут вызвать поражение дыхательной системы. При нагревании образуется раздражающий газ — двуокись серы.

17. Таннин (дубильная кислота). Слабое раздражающее действие на кожу. Вызывает рак у животных. Обращаться с осторожностью.

18. Хлорид олова (двухлористое олово). Раздражающее действие на кожу, глаза и дыхательные пути.

19. Мочевина. Не представляет серьезной опасности.

20. Уксус (разбавленная уксусная кислота). Ледяная (чистая) уксусная кислота оказывает очень сильное коррозионное действие, а пары вызывают раздражение. Уксус (примерно 5 % уксусная кислота) более безопасен. Умеренно раздражающее действие на кожу и глаза.

Характеристика отдельных классов красителей по их опасности:

1. Кислые красители. Обычно применяются для окраски шелка или шерсти. Часто требуется добавление в красители вспомогательных химических веществ и/или протрав. Возможно, это один из наименее токсичных классов, но к нему относятся некоторые канцерогенные пищевые и бензидиновые красители.

2. Азоидные или нафтоловые красители. Обычно применяется на целлюлозных волокнах, ацетатах, триацетатах и полиэфирах. Сообщалось о тяжелых аллергиях и кожных реакциях, в том числе депигментации кожи.

3. Основные красители. Обычно применяются для окраски шерсти, шелка и некоторых синтетических материалов. К этому классу обычно относят флюоресцентные красители. Сообщалось об аллергических реакциях, отдельные красители считаются канцерогенами.

4. Прямые красители. Обычно применяются для хлопка, льна и вискозного волокна, извлекаемых из горячих ванн, которые содержат соль. Обычно мало случаев острой опасности, но к этому классу относится большинство бензидиновых красителей, вызывающих рак.

5. Диспергируемые красители. Обычно применяются для водоотталкивающих волокон, таких как триацетат, нейлон, полиэстер и полиакрилонитрил (Dynel, Orlan и Arlan). В то время как другие красители вызывали дерматит при прямом контакте с кожей, диспергируемые краски обусловливают широко распространяющийся дерматит при контакте с конечным продуктом. С большой осторожностью следует применять для окрашивания материалов, но не для одежды.

6. Красители, реагирующие с волокнами. Их называюттакже «водными красителями для холодного крашения», «батиком» или «Procion». Некоторые виды окрашивают целлюлозные волокна, другие предназначены для шерсти, шелка и нейлона. На контейнерах с большими партиями этих красителей имеются этикетки с предостережениями относительно аллергических респираторных реакций, которые дистрибьюторы иногда не воспроизводят на этикетках более мелких упаковок. При применении следует соблюдать особую осторожность во избежание вдыхания этих красителей или их попадания на кожу.

7. Кубовые красители. Большая часть кубовых красителей применяется для окрашивания целлюлозных волокон, а некоторые из них пригодны для окрашивания шерсти и ацетатных волокон. Процесс окрашивания обычно требует использования щелока или каустической соды или в красильной ванне, или при предварительной обработке красителя. Предварительно обработанные краски оказывают разъедающее действие при работе сними или при вдыхании. Другая потенциальная опасность состоит в том, что кубовые красители должны подвергаться окислению после их нанесения. Некоторые кубовые красители окисляются воздухом, но другие требуют обработки бихроматными солями, которые могут вызывать аллергические реакции. Сообщалось, что отдельные кубовые красители сами по себе тоже вызывают аллергию. При работе с кубовыми красителями необходимо соблюдать особую осторожность; не рекомендуется применять красители, продаваемые как пигменты.

8. Другие красящие продукты. Универсальные или единые красители. Эти широко распространенные бытовые красители представляют собой смесь двух или большего числа классов красителей с добавлением соли. Таким образом, ими можно окрашивать самые разнообразные ткани. Волокном «схватывается» только такой краситель, который специфичен для погружаемой ткани. Очевидно, что с увеличением числа смешиваемых красителей повышается потенциальная опасность, и некоторые продукты содержат бензидиновые компоненты. Если эти продукты все же приходится использовать, следует выбирать жидкие продукты и применять только время от времени и с большой осторожностью.

Правила использования художественных, типографских красок и красителей:
1. Использовать только такие краски и красители, химический состав, названия и номера которых известны и для которых есть спецификации безопасности материалов (СБМ).
2. Следует ознакомиться с СБМ и этикетками продукта, чтобы оценить опасность токсичных растворителей, кислот или других химических веществ, входящих в состав красителей, красок, химических добавок, а также протравливающих веществ.
3. По возможности использовать продукты на водной основе Обычно растворители и красители являются наиболее опасными веществами, с которыми работают художники по тканям.
4. Следует покупать предварительно смешанные краски и красители. Безопасными могут быть также краски, расфасованные в пакеты, которые растворяются при погружении последних в закрытом виде в горячую воду. Весьма опасны и легко вдыхаются пигменты и красители в сухом, порошкообразном состоянии.
5. При взвешивании или смешивании порошковых красок или других токсичных порошков следует использовать местную вытяжную вентиляцию или пользоваться перчаточными боксами.

6. Избегать процедур, вызывающих образование пыли. Применения шлифования сухих красок, пульверизации сухих пигментов или красителей на влажные краски или клей и других методов, вызывающих образование пыли, следует избегать или делать это только при наличии локальной вытяжной вентиляции. Если же такие методы применяются в отсутствие вентиляции, следует выбирать пигменты (а не красители), низкая токсичность которых известна; следует надевать респиратор, защищающий от токсичной пыли, а уборку производить мокрой тряпкой.
7. По возможности выбирать методы окрашивания кистью или погружением вместо пульверизации.
8. Распыление красок или красителей следует производить только при наличии локальной вытяжной вентиляции, например кабины для аэрозолей. Дополнительным средством защиты может стать специально подобранный респиратор (для красок на водной основе — респиратор, защищающий от пыли и тумана; для материалов, содержащих растворители, — респиратор, защищающий от красок, лаков и эмалевого тумана).
9. Для того чтобы не допустить контакта красок и пигментов с кожей, следует носить перчатки или пользоваться защитными кремами; пользоваться перчатками при работе с красителями. Пятна красок нужно удалять детским маслом, затем мылом и водой, мягкими безводными очищающими средствами для рук или просто мылом и водой. Для удаления пятен никогда не следует пользоваться растворителями или отбеливателями.
10. Носить защитную одежду, в том числе длинный рабочий халат, специальную обувь и головной убор (в случае необходимости). Эту одежду нужно оставлять в студии, чтобы не приносить пыль домой. Если применяются едкие красители или коррозионные химические вещества, следует надевать защитные очки.

Читайте также:  Сколько разлагается ткань из полиэстера

11. Работать на легко очищаемых поверхностях и немедленно вытирать разлитую краску. Не накрывать рабочие столы газетами, если вы работаете с порошками или красителями, которые при высыхании превращаются в порошок. При скатывании и выбрасывании газет образуется пыль.
12. Протирать полы и поверхности мокрой тряпкой. Не подметать.
13. Во избежание проглатывания химических веществ есть, пить и курить следует вдали от рабочего места. Не прикасаться к кистям губами и не держать ручку кисти в зубах. Никогда нельзя использовать кухонную утварь при крашении. Кастрюля, которая кажется чистой, может быть достаточно пористой, чтобы там были остатки красителя в опасном количестве. Тщательно мойте руки перед едой и курением, особенно после того, как держали в руках свинцовые грузила или другие предметы из свинца, порошковые химикаты или пыльные ткани.

14. Все контейнеры с красками, порошковыми красителями и пигментами, растворителями и т. д. следует держать закрытыми, за исключением того времени, когда вы ими непосредственно пользуетесь.
15. Если применяются материалы, содержащие растворители, необходимо соблюдать все правила противопожарной безопасности. (Существует спецификация «Широко применяемые растворители и их опасность».).
16. Если используются художественные и типографские краски или пигменты, содержащие свинец, необходимо регулярно делать анализ крови на содержание свинца.

Опасность, обусловленная вдыханием готовых смешанных и типографских красок

Перечисляемые ниже виды опасности и предостережения касаются таких методов работы с художественными и типографскими красками, как окрашивание кистью и окрашивание посредством погружения, при которых пигменты и растворы не взвешены в воздухе. Пульверизация, окрашивание с помощью аэрографа и другие подобные методы более опасны и требуют использования локальных вытяжных систем, например кабин для пульверизации:

1. Акриловые краски (на водной основе) при высыхании выделяют небольшое количество формальдегида и аммиака. Могут вызывать раздражение дыхательных путей и аллергию. Формальдегид вызывал рак у животных. Следует обеспечить вентиляцию с небольшим объемом обмена, например оконную вытяжную вентиляцию Акриловые краски (на основе растворителей) содержат растворители, кроме того, растворители применяют для их очистки и разбавления. Обеспечить обменную вентиляцию.

2. Художественные масляные краски не содержат летучих ингредиентов, но разбавляются и очищаются токсичными растворителями, такими как скипидар и разжижитель красок. Применять обменную вентиляцию*, например оконный вытяжной вентилятор. Многие художники часто работают, не пользуясь разбавителями красок, а кисти чистят детским маслом и затем мылом и водой. Если растворители не применяются, в специальной вентиляции нет необходимости

3. Алкидные краски содержат растворители, и их очистка и разбавление должны осуществляться с помощью растворителей. Следует обеспечить обменную вентиляцию.

4. Промышленные масляные эмали и краски содержат самые разнообразные растворители и очищаются и разбавляются растворителями. Следует обеспечить обменную вентиляцию.

5. Промышленные латексные краски. Вопреки распространенному мнению, они обычно содержат от 5 до 15 % растворителей, и некоторые из них очень опасны, например обнаруженные в латексных красках гликолевые эфиры. Обеспечить обменную вентиляцию.

6. Маркировочные ручки. Перманентные маркеры содержат растворители разной степени токсичности. Акварельные маркеры более безопасны и обычно содержат воду или спирт, разбавленный водой. Следует обеспечить обменную вентиляцию при работе с маркерами, содержащими растворитель.

7. Краски для шелкотрафаретной печати на основе растворителей содержат растворители, и трафареты также необходимо чистить растворителями, в результате этого в невентилируемых студиях художники подвергаются очень сильной экспозиции. Обеспечить местную вытяжную вентиляцию для помещений, где происходит печатание (например, щелевые колпаки), стеллажи для высушивания оттисков и помещение для промывания трафаретов.

8. Краски для шелкотрафаретной печати (на водной основе) — часто специально задерживаемые (медленным высушиванием) акриловые краски (см. об их опасности выше). Они служат превосходной альтернативой более опасным краскам, содержащим растворители. Обеспечить некоторую степень обменной вентиляции.

9. Акварельные, казеиновые, темперные, плакатные краски и т. д. часто содержат небольшие количества консервантов, таких как формальдегид, пароформальдегид, фенол и т. д. Обычно это наиболее безопасные типы красок. В вытяжной вентиляции необходимости, как правило, нет.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Источник