Меню

Типы ткани по фактуре

Основные виды фактур ткани

Ключ к совмещению тканей – умение смешивать фактуры. Для этого используйте Круг фактур. Руководствуясь им, можно всегда составить не только удачные сочетания, но и комбинировать на первый взгляд несочетаемые фактуры.

На Круге фактур диаметрально противоположные поверхности контрастны по качеству.

Фактура ткани, если говорить простым языком, – это характерная внешняя поверхность ткани. Она может восприниматься визуально, то есть на глаз (матовая, глянцевая, прозрачная, непрозрачная), аудиально – на слух (шорох шелка, звон металла, скрип кожи) и тактильно, то есть на ощупь (гладкая, скользкая, шероховатая, зернистая, ворсистая, рельефная, мягкая, грубая, жесткая).

Фактуры делятся на две группы: гладкие и шероховатые, которые, в свою очередь, делятся на матовые и глянцевые.

ШЕРОХОВАТЫЕ:

• матовые фактуры непринужденны, зрительно увеличивают объем. Мягкие, буклированные и пушистые предполагают комфорт и уют, грубые – твид, вельвет – более тяжеловесны и предполагают тепло и защиту. Выраженная фактура способна сбросить десяток лет.

• глянцевые фактуры выглядят богато, роскошно. Они будто зачарованно отражают мерцающие вечерние огни.

• матовые фактуры часто выглядят формально и добротно. Зрительно уменьшают объем, поэтому хороши для всех типов фигур. Но добавляют возраст, а насыщенные цвета в них зачастую выглядят плоско и неинтересно.

• глянцевые фактуры легки и несколько агрессивны. Они обладают эффектом, противоположным матовым тканям, выявляя мелкие недостатки фигуры. Не рекомендуются пожилым и полным женщинам.

Источник

Типы ткани по фактуре

Фактурой материала принято называть особенности характера его поверхности, которые воспринимается человеком визуально и вызывает у него определенные эмоциональные чувства и ассоциации. Фактура поверхности является внешним проявлением строения материала и на ее формирование оказывают влияние прежде всего вид переплетения, толщина нитей и их структура, соотношение толщин нитей основы и утка в тканях, плотность структуры материала, фаза строения. Существенное влияние на фактуру поверхности оказывают виды отделки материалов.

Степень выразительности фактуры зависят от колористического оформления: светлые и теплые цвета хорошо выявляют поверхность материала, а темные и холодные делают ее менее заметной. Блеск может существенно сгладить характер поверхности. Наличие узоров на материалах может как подчеркнуть фактуру, так и сделать ее незаметной.

Современные материалы для одежды вырабатываются с весьма разнообразной фактурой поверхности. Выделяют [3] следующие виды: гладкая, ровная, шероховатая, , , , ворсовая, фасонная.

ГЛАДКАЯ фактура характеризуется ровной гладкой, иногда блестящей поверхностью. Она присуща тканям сатинового и атласного переплетений и изнаночной стороне трикотажных полотен переплетений , . Гладкая фактура наиболее выявляется у материалов, вырабатываемых из комплексных нитей пологой крутки, например натурального шелка, блестящей вискозы, полиамидных нитей; в этом случае гладкую поверхность можно получить и у тканей саржевого переплетения. Гладкую фактуру придают тканям и специальные отделки.

Серебристой отделке подвергают хлопчатобумажные ткани, чаще всего гребенные сатины и ластики, путем обработке на серебристых каландрах, имеющих поверхность в виде тонких наклонно расположенных штрихов. В результате такой обработки ткань приобретает гладкость и блеск.

Глянцевую отделку или лощение проводят при термическом каландрировании предварительно пропитанной специальным раствором ткани, которая приобретает плотность, жесткость и глянцевый блеск. Такой обработке подвергают хлопчатобумажные ткани типа сатин, ситец, бязь. Разновидность лощения — чинс или шинц (от анг. ) — плотная, глянцевая, подобная натертой воском, лицевая поверхность хлопчатобумажной ткани, полученная благодаря синтетической смоле, высокой температуре и давлению; различают вощеный и невощеный шинц. отделка синтетических тканей (в частности, полиамидных). Она заключается в обработке горячими каландрами при большом давлении ткани, пропитанной предварительно метазином.

РОВНАЯ фактура характеризуется равномерной, однообразной и одинаковой поверхностью материла по всей площади. Такая фактура свойственна тканям полотняного, саржевого или производных от них переплетений и трикотажным полотнам, поверхность которых образована рядами и столбиками одинаковых петель.

ШЕРОХОВАТАЯ фактура имеет матовую мелкозернистую поверхность, которая носит название креповая. Она может быть получена у тканей за счет нитей повышенной креповой крутки (крепдешин, , ) или мелкоузорчатого крепового переплетения с условно беспорядочным расположением перекрытий. У трикотажных полотен шероховатую фактуру придают некоторые виды рисунчатых переплетений (фанговые, пике, накладной жаккард ). Шероховатая фактура может быть получена благодаря использованию нитей разной толщины или фасонных нитей с мелкими узелками, спиралями, утолщениями.

Иногда для обозначения тканей с мелкозернистой шероховатой поверхностью, похожей на гранит, используют термин граните (франц. granite); шелковые ткани такого типа называли или .

Термин рустикалъная ровная фактура (от лат. rusticus — неотёсанный) используется для обозначения крупнозернистой, шероховатой фактуры, похожей на облицовочные камни с грубо отесанной поверхностью.

фактура отличается наличием тканых или вязаных узоров в виде полос, клеток, диагоналей, кареточных или жаккардовых рисунков различных масштабов, располагающихся в одной плоскости с фоном или слегка выступая над ним. фактура может быть получена, в частности, сочетанием гладкой и ровной фактуры.
фактура характеризуется наличием на поверхности материала рельефных узоров в виде выпуклых рубчиков, диагоналей, фигур геометрического или растительного орнамента Рельефный узор на материале может быть создан при использовании объемных нитей, с помощью которых узор выступает на ровном или гладком фоне. Выпуклая фактура может быть получена при использовании рельефных переплетений, таких как пике, вафельные, диагональные и др.

Клоке (франц. cloque — волдырь) представляет собой рельеф поверхности в виде пузырчатых полых вздутий, расположенных в соответствии с узором; этот эффект достигается за счет использования двойных переплетений, представляющих собой два разноусадочных полотна (например, капронового и вискозного), соединенных друг с другом по определенному рисунку. При последующей отделке нижнее полотно сильно усаживается и вынуждает верхнее полотно вздуваться. Подобный эффект получают на трикотаже при использовании переплетений накладного жаккарда.

Разнообразные виды фактуры образуются также при использовании разноусадочных или эластических нитей, специальных видов отделки материалов.

Гофре- фактура с мелкими или крупными рельефными складками, ориентированными в продольном направлении. Эффект гофре на креповых шелковых тканях получают за счет использования в уточной системе креповых нитей с разной степенью крутки и соответственно с разной степенью усадки. При последующей обработке нити с большей круткой сильно сокращаются и образуют мелкие складочки. Варьируя порядок расположения этих нитей, получают различные узоры полос, буф Эффект гофре может быть получен на других видах тканей при использовании высокоэластичных нитей.

Сиксакер — разновидность гофре на льняных тканях в виде полос, получаемый за счет использования печати веществами, вызывающими повышенную усадку, или разное натяжение нитей при ткачестве.

Эффект «жатости» характеризуется мелкорельефной поверхностью (иногда в виде полос), получаемой при термической или химической печати при отделке тканей; чаще всего встречается на хлопчатобумажных тканях и материалах из термопластических нитей.

Эффект «мятости» представляет собой мелкорельефную поверхность с неориентированным расположением складок и заминов; достигается за счет использования специальной отделки синтетическими смолами.

поверхность получают при создании тесненных узоров методом химической или термической печати.

ВОЙЛОКООБРАЗНАЯ фактура характеризуется равномерной поверхностью с плотным хаотически расположенными волокнами, которая получается в результате валки тканей; такая фактура характерна для драпов, сукон, фланелей.

Велюр (франц. velours — бархатистый) применительно к текстильным материалам (в частности, драпам) определяет войлокообразную фактуру с мягкой, пушистой поверхностью, состоящую из освобожденных концов волокон; подобная поверхность получается на тканях из тонкой шерсти при разворсовке и последующей стрижке ворса. Для обозначения фактуры войлока или фетра часто используют термин фильц. Велюровую поверхность можно получить, используя фасонную ворсовую нить — синель.

ВОРСОВАЯ фактура имеет много разновидностей; получается она либо начёсыванием ворса (ворсованием), либо за счет ворсовых переплетений, либо флокированием ворса.

Фактура с начёсанным ворсом различается по густоте и высоте ворса и характеру его расположения. По густоте ворса поверхность может быть от сплошного, плотного, полностью закрывающим переплетение застила до малозаметного слегка прикрывающего рисунок переплетения. Ворс может быть коротким, средним и длинным. В последнем случае в шерстяную пряжу иногда специально добавляют длинные волокна ангоры, мохера или верблюжьей шерсти, которые несколько выделяются на общем ворсовом фоне; в синтетической и смешанной пряжи для этих целей используют волокна различной длины и толщины.

По характеру расположения ворса можно выделить несколько наиболее характерных групп ворсовой фактуры:

    фактура с вертикальным коротким ворсом типа велюра или бобрика (грубосуконная пальтовая мужская ткань с фактурой из вертикально стоящих, жестких волокон);

фактура с вспушенным ворсом характеризуется пушистой поверхностью с разнонаправленным расположением ворса, когда после разворсовки поверхности её не подвергают другим операциям отделки: расчесыванию, стрижке и прессованию;

фактура с лежачим, горизонтальным ворсом наиболее часто встречается у пальтовых тонкосуконных тканей, характеризуется приглаженным, продольно направленным, ровным ворсовым покровом порой полностью закрывающим переплетение;

фактура с запрессованным ворсом представляет собой ровную поверхность с горизонтальным, прижатым к поверхности, чаще всего коротким ворсом;

фактура с гладким ворсом отличается от предыдущего вида более гладкой, блестящей поверхностью;

фактура с рисунчатым или фигурным ворсом характеризуется наличием на ворсовой поверхности рельефного узора (полоски, диагонали, «елочки», зигзага, шишичек и др.), которые образуются за счёт переплетения; при сильном ворсовании рисунок слегка проступает сквозь ворсовой покров, при поверхностном — образуется главным образом на рельефно выступающих участках, тем самым подчёркивая рисунок;

  • ратин (франц. гаtiner — завивать ворс) своеобразный вид рисунчатой фактуры с фигурным расположением на поверхности волокон: горошкообразных, завитых в спирали, в виде горизонтально или наклонно расположенных бугорчатых линий; этот эффект достигается с помощью специальной обработки — ратинирования, когда после ворсования и стрижки увлажненная ткань подвергается трению между специальными плитами с шероховатой поверхностью.
  • Фактура поверхности материала с разрезным ворсом присуща материалам ворсовых переплетений, когда ворс создается вводом специальной системы нитей (основоворсовые и уточноворсовые переплетения у тканей, плюшевые переплетения у трикотажа). Фактура различается по высоте и форме ворса. По высоте ворса она бывает низкая (1,5*1,7 мм), средняя (1,8*4 мм) и высокая (6*7,5 мм).

    По форме разрезного ворса фактура может быть:

      гладкая с ровным плотным ворсовым покровом, характерным для тканых, трикотажных и тканепрошевных бархатов. Ворс высотой от 1 до 2 мм может располагаться вертикально (бархат плательный), наклонно () и плоско, создавая блестящую поверхность, (); к группе гладких может быть отнесена фактура с коротким прямостоящим ворсом, полученным флокированием в электростатическом поле.

    рубчиковая фактура характерна для хлопчатобумажных уточноворсовых вельветов и представляет собой продольно расположенные ворсовые рубчики; по ширине рубчиков различают (до 45 рубчиков на 10 см) и (свыше 45 рубчиков); рубчики могут быть одинаковыми по ширине и равномерно располагаться по всей поверхности ткани, либо разными по ширине с ритмическим чередованием, либо иметь более широкие полоски просветов грунта;

    мятая ворсовая фактура представляет собой плоско и разнонаправленно расположенный ворс средней длины с характерным переливающимся блеском; подобная фактура присуща шёлковому плюшу тканому или вязаному;

    узорная ворсовая фактура имеет своеобразные узоры, полученные различными способами: тисненный рисунок по ворсовой поверхности, ворсовой рисунок на ровной поверхности фона, полученный способом вытравной или флокированной печати.

    Фактура с неразрезным ворсом представляет собой вытянутые петли, которые могут образовывать равномерную, рельефную или узорчатую поверхность; фактура с крупными петлями называют махровой, с мелкими — петельной. В настоящее время петельная фактура часто используется на основовязаных трикотажных полотнах с имитацией бархатной поверхности. Махровая фактура присуща тканями и тканевязаным нетканым полотнам.

  • Фасонная фактура характерна для материалов, вырабатываемых из нитей фасонной крутки: петлистой, спиральной, узелковой , которые создают своеобразную поверхность; букле (от франц. Ьоис1е — завитой) равномерная или рельефная фактура поверхности материала из одноименной пряжи с периодически повторяющимися петлями и узелками; непс -мелкие или крупные цветные узелки или комочки изредка и беспорядочно разбросанные на поверхности материала.
  • Современные материалы могут иметь сложную фактуру поверхности, в которой сочетаются и рельефные и ворсовые и гладкие виды фактуры. Это достигается за счёт использования различных комбинированных нитей сложных структур, переплетений и отделок.

    Формирование требований к фактуре материалов зависит от их назначения, традиций и направления моды.

    Источник

    Ткани. Как правильно выбрать ткань для себя? Фактура.

    Какие бывают ткани?

    Итак, фактура ткани!

    Каждый человек красив и уникален, с этим не поспоришь! От рождения мы ВСЕ имеем свой природный колорит (цветотип), свой тип фигуры с определёнными особенностями, свой рост и объёмы, а также форму и черты лица. Зная свои правильные цвета и оттенки, а также особенности фигуры, мы можем создавать комплекты одежды, в которых будем выглядеть неотразимо. Ну, буквально так, чтобы все вокруг в обморок может и не упали, но восхищенно заблестели глазами.

    В нашем мире существует огромное множество тканей: от хлопка, бархата и шёлка до денима и твида.

    И часто случается, что не совсем корректный выбор одежды из неподходящей нам фактуры ткани, даже правильных цветов и подходящих фасонов, будет нарушать гармонию и восприятие общего образа в целом.

    О чём это мы? Давайте рассмотрим наиболее известные виды тканей, из которых выполнена наша одежда.

    Так, например одежда из тяжёлых и массивных тканей как твид, драп или букле, будет смотреться совсем некрасиво, она начнёт «подавлять» и «забивать красоту» тех дам, которые от природы имеют хрупкое, тонкое, изящное телосложение и при этом ещё и невысокий рост.

    Может случиться так, что со стороны мы увидим вовсе не красивую и утончённую девушку в стильном жакете или пальто, а одно ПАЛЬТО или ЖАКЕТ, под которым спрятана наша красотка со всем своим изяществом.

    Такие ошибки совершаются нами изо дня в день, а хорошо бы научиться их избегать!

    Хрупким красоткам рекомендуется выбирать ткани из средних по плотности материалов и более тонких. Избегайте, пожалуйста, тяжеловесных объёмных фактур! И наоборот, если у Вас нормальное или более массивное телосложение, а также средний и высокий рост — вещи из более тяжёлых тканей будут смотреться в абсолютном балансе и гармонии с Вами!

    К массивным тканям можно отнести:

    Драп — (франц. drap — сукно), тяжёлая и плотная шерстяная ткань, состоящая из двух слоёв. В зависимости от структуры и рисунка переплетения драп бывает ворсованным и неворсованным. Из драпа шьют демисезонные и зимние пальто.

    Букле — достаточно грубая ткань с крупными узелками, расположенными на некотором расстоянии друг от друга, в результате чего ткань приобретает поверхность, похожую на «шишечки».

    Что же делать красоткам с пышными формами?

    А также тканей с металлизированной нитью и лаковую кожу. Такая «красота» визуально способна добавить Вам лишние килограммчиков, а это Вам нужно?

    Джерси́ (англ. jersey — происходит от названия острова Джерси) — трикотажное полотно из хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных и синтетических нитей. Эта ткань очень красиво «ложится» при драпировке, из неё шьётся такая одежда, как женские платья, юбки, жакеты, кардиганы.

    Атла́с (араб., буквально — гладкий) — достаточно плотная полушёлковая или шёлковая ткань с гладкой блестящей поверхностью.

    Вот худеньким девушкам наоборот одежда, выполненная из атласных, блестящих и металлизированных тканей (платья, брюки, блузы, топы) очень поможет выгодно скорректировать фигуру, слегка визуально добавив веса!

    Источник

    Читайте также:  Измельчитель тканей итэ крыло