Меню

Сравнительно недавно начали выращивать растения из клеток образовательной ткани помещенных

§ 43. Вегетативное размножение покрытосеменных растений (окончание)

Размножение растений культурой тканей

Сравнительно недавно начали выращивать растения из клеток образовательной ткани, помещенных в особую питательную среду. Такой способ размножения растений называют культурой тканей [151].

В специальных камерах, в которых поддерживают определенную температуру, влажность и освещенность, клетки образовательной ткани активно делятся и из них образуются крохотные растения.

В настоящее время этот способ используют для размножения орхидей, садовой гвоздики, герберы, женьшеня и даже картофеля.

Используя культуру тканей, можно получить большое количество посадочного материала в любое время года.

Очень важно, что получаемый посадочный материат не заражен никакими болезнетворными микроорганизмами.

Значение вегетативного размножения растений в природе

Благодаря вегетативному размножению многие растения быстро расселяются, захватывая новые территории.

Кроме того, в некоторых случаях семенное размножение бывает затруднено. Например, земляника или сныть, растущие в тени, практически не цветут и не образуют плодов и семян. В таких условиях они размножаются в основном вегетативно. Важную роль вегетативное размножение играет в распространении таких растений, как ландыш, майник, живучка и др.

Черенок, отпрыск, отводок. Прививка. Культура тканей. Привой. Подвой

1. Какие способы размножения надземными побегами вы знаете? 2. Что такое черенок? 3. Что такое прививка? 4. Когда следует проводить прививку черенком, а когда — глазком? Почему? 5. Какое значение имеет вегетативное размножение в природе?

Задания для самостоятельной работы

Размножьте комнатные растения черенками

1. Осторожно срежьте стеблевые черенки с 3—4 листьями с предложенных вам комнатных растений.

2. Удалите с них два нижних листа, поместите в стаканы (или банки) с водой так, чтобы нижний узел был в воде. Поставьте черенки в теплое и хорошо освещенное место.

3 Через каждые 3—4 суток воду в сосудах заменяйте отстоявшейся водопроводной водой.

4. После того как придаточные корешки достигнут 2 см, высадите черенки в цветочные горшки с почвой.

5. Накройте черенки стеклянной банкой и выдержите на рассеянном свету до тех пор, пока у них полностью не разовьется корневая система и почки не тронутся в рост.

6. Ведите регулярные наблюдения за их ростом и развитием. Данные записывайте в таблицу.

С 1 га земляники можно получить за год до 250 тыс. усов — количество, достаточное для засадки 5 га.

Повсеместно растущая почти во всех реках и озерах элодея канадская, или «водяная чума», впервые появилась в Европе в середине XIX в. Из Америки в Европу попали лишь женские растения, поэтому она может размножаться только вегетативно, легко отламывающимися веточками — стеблевыми черенками.

Корнеотпрысковые сорняки (бодяк, осот, льнянка) — самые злостные и трудноискоренимые. Их отпрыски появляются с глубины более метра, а корни проникают в почву на глубину до 10 м и выделяют вещества, снижающие всхожесть семян и рост культурных растений.

Источник

Размножение культурой тканей

Сравнительно недавно начали выращивать растения из клеток образовательной ткани, помещенных в особую питательную среду. Такой способ размножения растений называют культурой тканей.

В специальных камерах, в которых поддерживают определенную температуру, влажность и освещенность, клетки образовательной ткани активно делятся и из них образуются крохотные растения.

В настоящее время этот способ используют для размножения орхидей, садовой гвоздики, герберы, женьшеня и даже картофеля.

Используя культуру тканей, можно получить большое количество посадочного материала в любое время года.

Очень важно, что получаемый посадочный материал не заражен никакими болезнетворными микроорганизмами.

Читайте также:  Как продублировать ткань пояса

Значение вегетативного размножения в природе

Благодаря вегетативному размножению многие растения быстро расселяются, захватывая новые территории.

Кроме того, в некоторых случаях семенное размножение бывает затруднено. Например, земляника или сныть, растущие в тени, практически не цветут и не образуют плодов и семян. В таких условиях они размножаются в основном вегетативно. Важную роль вегетативное размножение играет в распространении таких растений, как ландыш, майник, живучка и др.

ЧЕРЕНОК, ОТПРЫСК, ОТВОДОК. ПРИВИВКА. КУЛЬТУРА ТКАНЕЙ. ПРИВОЙ. ПОДВОЙ

1. Какие способы размножения надземными побегами вы знаете? 2. Что такое черенок? 3. Что такое прививка? 4. Когда следует проводить прививку черенком, а когда — глазком? Почему? 5. Какое значение имеет вегетативное размножение в природе?

Источник

конспект урока Вегетативное размножение покрытосеменных растений
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

конспект урока Вегетативное размножение покрытосеменных растений, учебник Пасечника

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Вегетативное размножение покрытосеменных растений»,

§ 43 (по учебнику В.В. Пасечнику)

Тема: « Вегетативное размножение покрытосеменных растений »

I. Цель: Познакомить учащихся со способами вегетативного размножения покрытосеменных растений, показать роль вегетативного размножения растений в природе.

  1. Продолжить формирование понятия — размножение;
  2. Изучить основные способы вегетативного размножения,
  1. Формировать практические умения и навыки по размножению растений с помощью вегетативных органов .
  1. Воспитывать бережное отношение к растениям.

III. Основные понятия: вегетативное размножение, черенок, размножение ползучими побегами, размножение корневищами, размножение клубнями, размножение луковицами, размножение листьями, размножение корневыми отпрысками, размножение выводковыми почками; значение вегетативного размножения в природе.

  1. Словесные: беседа, объяснение, рассказ;
  2. Наглядные: натуральные объекты, изобразительные пособия;
  3. Практические: практическая работа

V. Оборудование: Таблицы по вегетативному размножению, карточки, комнатные растения (традесканция, хлорофитум, сансевьера, сенполия, бегония, дримиопсис, плющ, эхиверия, бальзамин), секаторы, вода, стаканчики, вермикулит.

  1. Для учителя:
  1. Основная:
  1. Калинина, А.А. Поурочные разработки по биологии. 6 (7) класс. – М.: Вако, 2005. – 352 с. – (В помощь школьному учителю).
  2. Парфилова, Л.Д. Биология: 6 кл.: Тематическое и поурочное планирование: к учебнику «Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / В.В. Пасечник. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002»: Метод. пособие. / Л.Д. Парфилова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 126, [2] с.
  3. Парфилова, Л.Д. Контрольные и проверочные работы по биологии: 6 класс: К учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» / Л.Д. Парфилова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 126, [2] с.: ил. – (Серия «Учебно-методический комплекс»)
  4. Пасечник, В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения. Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 272 с.: ил.
  1. Дополнительная:
  1. Верзилин Н.М., Казакова О.В., Короткова Л.С. Биология. Учеб. пособ. для учащихся заочн. шк. и для самообразования. / Н.М. Верзилин. – М., «Просвещение», 1966.
  2. Водоросли, лишайники и мохообразные СССР. Отв. ред. М.В. Горленко. М., «Мысль», 1978. – 365 с.; 28 л. ил. (Справочник-определитель географа и путишественника).
  3. Жизнь растений. В 6-ти т. Гл ред. Чл.-кор. АН СССР, проф. Ал. А. Федоров. Т. 3. Водоросли. Лишайники. Под ред. Проф. М.М. Голохлебова. М., «Просвещение», 1977. – 487 с. с ил.; 28 л. ил.
  4. Заяц, Р.Г. и др. Пособие по биологии для абитуриентов / Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская, В.М. Стамбровская. – 6-е изд., стереотип. – Мн.: Выш. шк., 1999. – 510 с.
  5. Комарицкий, Н.А. и др. Ботаника (систематика растений), изд. 7-е, перераб. М., «Просвещение», 1975. – 608 с. с ил.
  6. Хессаен, Д.Г. Все о комнатных растениях. Изд. 2-е испр. – М.: Кладезь-Букс.2004. – 256с. илл.
  1. Для ученика
  1. Основная:
  1. Пасечник, В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения. Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 272 с.: ил.
  2. Пасечник, В.В. Биология: бактерии, грибы, растения:. 6 кл.: рабочая тетрадь / В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко. – 11-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 79, [1] с.: ил.
  1. Дополнительная:
  1. Хессаен, Д.Г. Все о комнатных растениях. Изд. 2-е испр. – М.: Кладезь-Букс.2004. – 256с. илл.
Читайте также:  Дырокол швейный для ткани

VII. Тип урока: урок изучения нового материала

VIII. План урока: Урок рассчитан на 45 минут.

  1. Организационный момент (3–4 мин.)
  2. Переход к изучению нового материала, актуализация знаний (3–4 мин.)
  3. Изучение нового материала (20 мин.)
  4. Закрепление изученного материала практическая работа (15 мин.)
  5. Домашнее задание (1-2 мин.)
  6. Итог урока (2 мин.)

Источник

Размножение покрытосеменных растений. Вегетативное и половое

Материалы к уроку

38. Размножение покрытосеменных растений. Вегетативное и половое .docx

38. Размножение покрытосеменных растений. Вегетативное и половое.pptx

Конспект урока

Размножение покрытосеменных растений. Вегетативное и половое.

Покрытосеменные растения имеют орган семенного размножения – цветок, отсюда их второе название — цветковые. Представители этой группы царства Растения размножаются как половым, так и вегетативным путём.

Вегетативное размножение покрытосеменных растений широко распространено в природе. Но еще чаще его использует человек при размножении сельскохозяйственных и декоративных растений.

Чаще всего растения размножаются черенками. Черенок – отрезок любого вегетативного органа. Если он попадает на влажную почту, то дает придаточные корни и укореняется. Так из черенка начинает развиваться новое самостоятельно существующее растение.

Черенки могут быть стеблевые, корневые и листовые.

Стеблевые черенки — отрезки побега с несколькими почками. Их используют для размножения смородины, розы, тополя и многих других деревьев и кустарников. Для этого весной черенки сажают в подготовленную почву, и к осени на них вырастают придаточные корни. Тогда черенки выкапывают и сажают на постоянное место. Стеблевыми черенками размножают также многие декоративные и комнатные растения: флоксы, бальзамин, колеус и др.

Корневые черенки — отрезки корня длиной 15–25 см. На посаженном в почву корневом черенке формируются придаточные почки, из которых развиваются надземные побеги, от оснований которых вырастают придаточные корни. Корневые черенки используются для размножения малины, шиповника, некоторых сортов яблонь. Корневыми черенками легко размножается одуванчик.

Некоторые растения размножают листовыми черенками. Листья сажают во влажный песок, и на них начинают развиваться придаточные почки и придаточные корни. Так размножают многие виды комнатных растений, например, бегонию, сенполию, сансевьеру. В природе листовыми черенками размножается сердечник луговой.

У некоторых растений из придаточных почек на корнях вырастают побеги — корневые отпрыски. Такие растения называются корнеотпрысковыми. Со временем старые участки корней разрушаются и отпрыски становятся самостоятельными растениями. Такой способ вегетативного размножения встречается у осины, рябины, тополя, сирени, вишни, малины и др.

Растения могут также размножаться ползучими побегами — усами. Несколько таких побегов отрастает от материнского растения, в их узлах развиваются маленькие растеньица с листьями и корешками. Так размножаются земляника, клюква, луговой чай.

Смородину, крыжовник, калину можно размножать отводками. Для этого весной молодой побег пригибают так, чтобы его средняя часть касалась земли, а верхушка была направлена вверх. На нижней части побега под почкой надрезают кору, и к осени на месте надреза образуются придаточные корни.

Читайте также:  Ткани рип стоп 20 хлопок 80 полиэстер

Покрытосеменные растения могут также размножаться подземными видоизменёнными побегами (корневищами, клублнями, луковицами). Корневищами размножаются такие ценные декоративные растения как ирисы, ландыши. Клубнями — картофель, топинамбур, луковицами — лук, тюльпаны, нарциссы, лилии.

Еще одним способом вегетативного размножения является прививка. В естественной природе такой способ размножения встречается крайне редко, но люди широко применяют его в садоводстве для размножения плодовых деревьев – яблонь, груш, слив и др. Почку или черенок культурного растения сращивают со стеблем дичка. Дичок это молодое растение, выращенное из семени плодового дерева. Глазок или черенок растения называют привоем, а дичок – подвоем.

Сравнительно недавно растения начали размножать культурой ткани. Для этого клетки образовательной ткани помещают в особую питательную среду, где они начинают активно делиться и вскоре образовывают самостоятельные крохотные растения. Такой способ используют для размножения орхидей, садовой гвоздики, женьшеня и даже картофеля.

Половое размножение покрытосеменных растений связано с основными частями цветка — тычинками и пестиками.

В тычинках образуются пыльцевые зерна. Одновременно с образованием пыльцы в семязачатке пестика формируется зародышевый мешок.

Чтобы произошло оплодотворение, пыльцевое зерно должно попасть на рыльце пестика. Процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце называют опылением. Различают два основных типа опыления: самоопыление и перекрёстное опыление. При самоопылении пыльца из тычинки попадает на рыльце пестика того же самого цветка. Так опыляются пшеница, рис, овёс, ячмень, горох. При перекрёстном опылении пыльца с тычинок одного растения переносится на рыльца пестиков другого растения. Перенос пыльцы происходит с помощью ветра, насекомых, птиц и воды. Иногда сам человек сознательно переносит пыльцу с тычинок на рыльца пестиков. Происходит искусственное опыление. Его применяют для выведения новых сортов и повышения урожайности растений.

После того как пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика, оно набухает и превращается в длинную пыльцевую трубку, в которой образуются две мужские гаметы (спермии). Когда пыльцевая трубка через пыльцевход проникает внутрь зародышевого мешка, один из спермиев сливается с находящейся там яйцеклеткой. Происходит оплодотворение, образуется зигота. Второй спермий сливается с ядром крупной центральной клетки зародышевого мешка. Таким образом происходит двойное оплодотворение.

Дальше зигота начинает делиться. В результате возникает многоклеточный зародыш нового растения. Центральная клетка тоже делится, образуя клетки эндосперма, в которых накапливаются запасы питательных веществ, необходимые для питания и развития растения. Из покрова семязачатка развивается семенная кожура. Кожура, зародыш и запас питательных веществ составляют семя.

Постепенно завязь превращается в спелый плод. Околоплодник защищает семя от неблагоприятного воздействия. После созревания семян весь плод либо только содержащиеся в нем семена отделяются от родительского растения. Начинается распространение семян. Оно может происходить разными путями — ветром, водой, насекомыми, птицами, зверями и другими способами. Попав в почву, семя прорастает, образуя самостоятельное молодое растение.

Мы рассмотрели два типа размножения покрытосеменных растений: вегетативное и половое. Они имеют большое значение в природе. Благодаря им растения быстро расселяются и захватывают новые территории.

Остались вопросы по теме? Наши репетиторы готовы помочь!

Подготовим к ЕГЭ, ОГЭ и другим экзаменам

Найдём слабые места по предмету и разберём ошибки

Повысим успеваемость по школьным предметам

Поможем подготовиться к поступлению в любой ВУЗ

Источник