Меню

Музей ткани в петербурге

Музей ткани в петербурге

К оллекция текстиля Музея прикладного искусства представляет собой обширное (более 7 000 образцов) и многообразное собрание тканей разных стран и исторических периодов, демонстрирующее всевозможные способы художественного оформления текстильных изделий: узорчатое ткачество, набойка, вышивка шелком и золотное шитье.

З ападноевропейское текстильное производство представлено несколькими образцами шелковых тканей, созданных в Италии в конце XV — начале XVI века. Это так называемые «камчатые» ткани и образцы шелкового бархата с гранатовым узором, геральдическим и растительным рисунками. Образцы эти были приобретены специально для музея еще в конце XIX столетия и входили в богатое собрание тканей музея ЦУТР барона Штиглица.

К оллекция французских шелковых тканей XVIII-XIX веков демонстрирует различные по своему назначению ткани – их использовали для изготовления одежды, обивки мебели и украшения интерьера. Примером может служить шелковая ткань, выполненная по эскизу Ф. де Лассаля в 1760-е годы, а также собрание декоративных бархатов XIX века, представляющие собой образцы орнаментики эпохи историзма. Английская художественная текстильная промышленность представлена интересными с художественной и технологической точки зрения жаккардовыми миниатюрами. Лучшие образцы из этой части собрания можно сегодня увидеть в экспозиции музея.

О снову текстильного собрания музея составляют ткани русского производства. Большая часть этой коллекции сформировалась за счет поступлений из Государственного Русского музея в конце 1940-х гг., а также из коллекции Музея института прикладного и декоративного искусства. Это и шелковые брошированные ткани с разнообразными замысловатыми растительными узорами, и образцы парчи XVIII-XIX веков, затканной золотной и серебряной нитью. Дополняет картину развития русской художественной промышленности данного периода небольшая, но интересная коллекция женских народных костюмов: сарафанов, душегрей, епаничек, головных уборов. Неповторимую изысканность и декоративность этим предметам придают многоцветье и узорочье тканей, из которых они сшиты. Тема народного костюма находит продолжение также в одной из крупнейших в России коллекций этнографических кукол, изготовленных в мастерских Сергиева Посада в конце XIX века. Куклы одеты в нарядные костюмы различных народов, населявших территории, которые входили в состав Российской Империи. Одежда кукол довольно точно передает характер костюма каждой народности, его композицию, цветовые соотношения, принцип декорирования. Этого удалось добиться благодаря тому, что для изготовления костюмов использовались увражи Этнографического отдела Румянцевского музея, ткани, кружево и вышивка ручной работы. Большая часть коллекции экспонируется в залах музея.

З начительную часть текстильного собрания занимает обширная коллекция культовых облачений и принадлежностей XIX века, поступивших в музей в 1955 году из Музея истории религии. Сюда входят костюмы священников различных конфессий — служителей буддийского храма, выполненные из шелковых китайских тканей, католические орнаты, и, главное, богослужебные облачения православных священников: саккосы, фелони, стихари, епитрахили, омофоры, палицы и набедренники. Дополняют картину плащаницы, покровы, воздухи, шитые иконы. Драгоценные ткани с разнообразными сложными рисунками, из которых выполнены эти предметы — золотая парча и бархат, обильно затканный золотой и серебряной нитью, золотное шитье, всевозможные типы тесьмы и мишурной бахромы, блестки и дробницы – создают удивительное и ни с чем не сравнимое богатство художественной формы. Все эти предметы, созданные в рамках церковного канона, являются неотъемлемой частью тысячелетней христианской культуры с ее сложной , непонятной непосвященному символикой. В ней особая роль принадлежит золоту, являющемуся в православной религии материальным носителем и символом божественного света. Именно этот глубокий сакральный смысл нужно видеть в использовании драгоценного металла в предметах православного культа и облачений духовных лиц. С некоторыми предметами из этой части коллекции можно ознакомиться в экспозиции музея в зале Теремок.

Читайте также:  Ткань матрасная трикотажная с мембраной

Ч асть русского текстильного собрания составляет коллекция русских набивных тканей, дающая достаточно полную картину развития набивного дела в России в XIX-начале XX века: от простых кустарных изделий, выполненных масляной краской, нанесенной на ткань при помощи небольшой печатной доски-штампа «цветки», образцов кубовой и белоземной набойки до высококачественных изделий фабричного производства крупнейших мануфактур Петербурга, Москвы, Иваново-Вознесенска. В коллекцию входят не только отдельные образцы тканей , но и штучные изделия — оригинальные сувенирные платки, выполненные на Прохоровской Трехгорной мануфактуре, яркие и нарядные кашемировые шали и покрывала, созданные в Павловском Посаде в начале XX века.

П редметом гордости музея является одно из самых больших в стране собраний советских набивных тканей, созданных на ситценабивных фабриках Москвы, Ленинграда, Шлиссельбурга в конце 1920-х – начале 1930-х годов. Ткани из этой коллекции неоднократно экспонировались на различных выставках, посвященных русскому авангарду у нас и за рубежом. Принятый в 1918 году ленинский план монументальной пропаганды открыл новую страницу в истории русского искусства. Первое десятилетие после Великой Октябрьской социалистической революции было ознаменовано расцветом агитационного искусства, и художники, работавшие в области текстиля, ломали привычные, традиционные, наработанные столетиями декоративные нормы. Они восприняли композиционные приемы конструктивизма и супрематизма, нашли новые изобразительные средства для передачи в своих произведениях напряженного пульса времени. Построенный на основе простых геометрических элементов и локальных цветовых сочетаний текстильный орнамент нес в себе глубокую смысловую нагрузку. Эти ткани, к созданию которых были привлечены лучшие художники страны, прославляли великие свершения Октября на баррикадах и полях сражений Гражданской войны, на сельской ниве, в цехах фабрик и заводов. Электрификация, коллективизация, индустриализация страны Советов, спортивные достижения, новая советская символика вдохновляли художников и давали темы для текстильных рисунков этого времени.

С ледующий этап развития советского текстиля конца 1930-40-х годов представлен в коллекции музея интересным собранием декоративных жаккардовых тканей, поступивших в 1952 году из московского Музея архитектуры им. А.В.Щусева, большая часть которых была выполнена в мастерских Дворца Советов для украшения интерьеров этого утопического и самого грандиозного в истории советского периода архитектурного замысла. Данные образцы являются ярчайшим примером стиля, который получил название «cталинский ампир». Отличительной чертой этих тканей является четкое симметричное построение крупнораппортных рисунков, в которых традиционный растительный орнамент был заменен гирляндами дубовых и лавровых листьев, драпировками знамен, изображениями орудий, обвитых орденскими и пулеметными лентами, силуэтами кремлевских башен, иной советской символикой. Композиции эти были призваны с пафосом и патетикой демонстрировать величие подвига советского народа.

С конца 1940-х годов, практически с момента воссоздания на базе Центрального училища технического рисования барона А.Л.Штиглица художественно-промышленного учебного заведения, в музее начинает постепенно формироваться коллекция студенческих работ. В нее вошли лучшие курсовые и дипломные работы, созданные на протяжении нескольких десятилетий на кафедре художественного текстиля: жаккардовые ткани, ткани с набивными рисунками, панно, выполненные в технике горячего и холодного батика, ковры ручного ткачества. Эти произведения, являющиеся началом творческого пути многих известных сегодня мастеров прикладного искусства, имеют немаловажное значение не только с точки зрения истории развития школы художественного текстиля Ленинграда-Петербурга. Они чрезвычайно интересны в общем контексте эволюции декоративно-прикладного искусства второй половины XX века, так как любой художественный предмет несет в себе бесценную информацию о времени, исторических свершений, мыслях и чаяниях людей.

Хранитель фонда художественного текстиля, кандидат искусствоведения Г.Е.Прохоренко

Читайте также:  Как определить лицевую сторону ткани блэкаут

Источник

Музей ткани в петербурге

Музей прикладного искусства
Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии
им. А. Л. Штиглица

Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица принадлежит к числу интереснейших и весьма самобытных памятников российской культуры. Он является неотъемлемой частью академии, выпускающей художников различных направлений монументально-декоративного, прикладного искусства и дизайна, ее культурно-просветительским, учебным и выставочным центром.

История музея неразрывно связана с созданием в Петербурге в январе 1876 года на средства крупного финансиста, промышленника и мецената Александра Людвиговича Штиглица (1814 – 1884) Центрального училища технического рисования. Большую роль в становлении этого учебного заведения сыграл видный государственный деятель, зять барона Штиглица, Александр Александрович Половцов (1832 – 1909). На пост директора был приглашен известный петербургский зодчий Максимилиан Егорович Месмахер (1842 – 1906).
Учрежденный 27 мая (15мая по старому стилю) 1878 года музей вначале размещался в здании училища, построенном в 1878 – 1881 годах по проекту А.И. Кракау и Р.А. Гедике.
В 1885 году по проекту М.Е. Месмахера начинается строительство специального музейного здания. На международных аукционах, у известных зарубежных и российских антикваров и коллекционеров при активном участии А.А. Половцова приобретаются коллекции предметов прикладного искусства. Постепенно складывается уникальное музейное собрание, отличавшееся разнообразием и высоким художественным уровнем входивших в него памятников Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, и включавшее произведения западноевропейского, восточного и русского прикладного искусства XVII и XVIII веков.

12 мая (30 апреля по старому стилю) 1896 года в присутствии императорской семьи и многочисленной публики состоялось торжественное открытие здания музея. Удивительные по красоте образцы фарфора, бронзы, тканей, эмали и ювелирные изделия, размещенные в специально изготовленных витринах, а также французские гобелены и фламандские шпалеры предстали перед взором восхищенной публики. Журнал «Строитель» писал: «Вступая через главный вход в просторный Вестибюль, посетитель, привыкший к казарменной архитектуре большинства наших музеев, сразу чувствует себя здесь в непривычной обстановке: полированный гранит, мраморы, бронза, живопись – все это богатство в художественных сочетаниях поражает и ослепляет».

Здание музея – уникальный памятник архитектуры периода историзма. В его облике угадываются черты некоторых знаменитых произведений итальянской архитектуры XVI века: творений венецианского зодчего Якопо Сансавино – палаццо Корнер дела Ка Гранде и библиотеки Сан Марко, а также Базилики и палаццо Тьене в Виченце, построенных по проектам Андреа Палладио. Месмахер не просто заимствовал отдельные композиционные приемы и декоративные элементы этих известных построек, но творчески переосмыслил их формы, наполнив новым содержанием и создав некий обобщенный образ итальянской архитектуры эпохи Возрождения.
В художественном убранстве тридцати двух залов музея нашли отражение почти все исторические эпохи и стили: античность, византийское, романское и готическое искусство, эпоха Ренессанса, венское, фламандское, французское и итальянское барокко.
Композиционной доминантой здания служит Большой выставочный зал, напоминающий внутренний двор итальянского палаццо. Он перекрыт грандиозным стеклянным куполом, являющимся одним из заметных достижений российской строительной техники конца XIX века.

Обращение М.Е.Месмахера к вершинам европейской культуры было обусловлено не только веяниями времени, но и основной задачей музея — приобщить будущих художников к сокровищам мирового искусства. В оформлении залов активное участие принимали учащиеся и выпускники училища. Это была подлинная школа профессионального мастерства, где воспитанники могли на практике применить полученные в учебных классах знания.
С момента открытия музей оказался в центре культурной жизни Петербурга. В его Большом зале проходили блистательные выставки объединения «Мир искусства» (1898), «Историческая выставка предметов искусства» (1904), «Выставка церковной старины» (1915) и многие другие. Музей становится одним из важнейших элементов эстетического воспитания будущих художников. Здесь учащиеся впервые знакомились с творениями всемирно известных деятелей искусства и безымянных мастеров, в тиши музейных залов они постигали секреты художественного творчества. В этой возвышенной атмосфере, пронизанной духом красоты и гармонии, происходило таинство рождения новых талантов.
Воспитанники училища Штиглица плодотворно работали в разных сферах художественной промышленности: на Императорских фарфоровом и стекольном заводах, в ювелирной фирме Карла Фаберже, мастерских Императорских театров. Их умением и вдохновенным трудом создавались подлинные шедевры, составившие славу русскому прикладному искусству Серебряного века.
Судьба училища и его музея сложна и драматична. В ней отразилось трагическое время исторических катаклизмов, войн и политических переворотов. После Октябрьской революции в результате реформы художественного образования училище было закрыто, а музей в 1923 году перешел в ведение Эрмитажа, став его I Филиалом. После создания в феврале 1945 года на базе училища Штиглица Ленинградского художественно-промышленного училища (с 1953 года – имени В.И.Мухиной) музею была возвращена из Эрмитажа лишь небольшая часть его собрания, которое позднее пополнилось экспонатами из других музеев страны.

Читайте также:  Как обработать горловину жилета из ткани

Сегодня фонды музея насчитывают более тридцати пяти тысяч предметов прикладного искусства от Античности до наших дней. Обширное собрание включает западноевропейский фарфор и восточную керамику, интереснейшие образцы мебели XVI – XIX веков, уникальную коллекцию русских изразцовых печей XVIII века, художественный металл и ткани, а также лучшие студенческие работы второй половины ХХ века.
Экспозиция, развернутая в четырнадцати залах и галереях первого этажа исторического здания музея, представляет около 2000 экспонатов. В Аванзале, открывающем экспозицию, можно увидеть временные выставки из фондов музея. В малых Итальянских галереях показаны уникальные образцы мебели различных исторических периодов. В зале «Теремок» экспонируются предметы русского прикладного искусства: костюмы, коллекция русских этнографических кукол, набоек, изделия из кованого металла, мебель. Широко и разнообразно представлено собрание западноевропейской керамики и фарфора: немецкие «штайнгуты» XVI – XVIII веков, итальянская майолика XVI века, уникальный берлинский, мейсенский и севрский фарфор XVIII столетия и многое другое.

Музей активно участвует в международном культурном обмене, гостеприимно открывая свои выставочные залы для зарубежных художников и отечественных мастеров самых разных творческих направлений. Здесь, в этих стенах, дышащих историей, под сводами музейных залов, как и столетие назад, идет кропотливая и сосредоточенная работа по изучению мирового культурного наследия. Под руководством опытных педагогов академии оттачиваются профессиональные навыки и, главное, происходит духовный рост и творческое обогащение будущих мастеров монументального, декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Сегодня Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица – одна из ведущих художественно-промышленных школ России. За годы своей истории она подготовила несколько поколений выдающихся мастеров искусства, и этому немало способствовал ее уникальный музей – неиссякаемый источник знаний и вдохновения.

Источник