Меню

Крашение тканей практическая работа

«Окрашивание тканей в домашних условиях»

В работе приводится описание способов окрашивания хлопчатобумажных тканей в различные цвета с помощью природных красителей, исследуется устойчивость окраски, а также необходимость использования метода в домашних условиях. Окрашивание тканей не занимает много времени, а приобретение природных красителей доступно и не требует больших денежных затрат. Таким способом можно придать различные цвета белым тканям, покрывалам, постельному белью, полотенцам, обновить многие старые вещи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

VII региональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников “Я – исследователь“

Секция: естествознание (неживая природа)

Окрашивание тканей в домашних условиях

Автор: Домбровская Диана, ученица 3 «Б» класса, МОУ гимназии №76, г. Сочи

Руководитель: Шуруба Ирина Григорьевна,

учитель начальных классов МОУ гимназии №76, г. Сочи

Актуальным на сегодняшний день является использование недорогих, экологически чистых травяных красителей, доступных в домашних условиях и не оказывающих негативных последствий для организма. К тому же, естественные краски сохраняют яркость цвета в течение десятков лет, не поддаются атмосферным влияниям.

В своей работе я хотела показать способ окрашивания хлопчатобумажных тканей в различные цвета с помощью красителей, полученных из шелухи репчатого лука, гранатового и ежевичного сока, кофе, а также необходимость использования моего метода в домашних условиях при окрашивании постельного белья, скатертей, полотенец и детского белья.

Гипотеза: я предположила, что окрашивать натуральные ткани можно натуральными (природными) красителями. Что и явилось темой моего исследования.

Цель работы: получить образцы ткани, окрашенные натуральными красителями и исследовать устойчивость окраски.

  1. Изучить литературу по теме.
  2. Проанализировать литературные данные о растениях и выбрать доступные растения.
  3. Получить красители из растительного сырья.
  4. Окрасить хлопчатобумажную ткань природными красителями в нейтральной, кислой и щелочной среде.
  5. Проверить устойчивость окраски ткани к теплу, свету и многократной стирке.

Мною использовались следующие методы исследования : постановка опытов, наблюдение, сравнение, обобщение.

Для проведения исследования я использовала: луковую шелуху, кофе, ягоды ежевики, гранат. При выполнении работы необходимо соблюдать меры безопасности и правила обращения с нагревательными приборами и горячими растворами.

Природные красители известны очень давно, с глубокой древности. Широкое распространение они получили в период развития мануфактурного производства и имели огромное значение вплоть до второй половины XIX века. В то время природные красители являлись единственным средством для крашения. До второй половины XIX века природные красители были единственными веществами для крашения текстильных изделий.

С развитием промышленности органического синтеза, особенно химической промышленности, природные красители не выдержали конкуренции с синтетическим красителями, так как они менее дорогие и более устойчивы к природным воздействиям, и в основном, утратили своё практическое значение. Современное развитие химической промышленности привело к открытию огромного числа синтетических красителей. Сейчас в «Химической энциклопедии» синтетические красители занимают более двух листов текста. [3]

Однако до сих пор часть натуральных красителей применяется в пищевой, легкой и косметической промышленности, для реставрационных работ и в других целях. Знаменитые своей яркостью и многоцветием дагестанские ковры окрашены краской, которую дают корни марены красильной. В зависимости от способа приготовления это чудесное растение окрашивает пряжу в ярко-красный, оранжевый, фиолетовый, синий, желтый и другие цвета, отличающиеся чистотой оттенков и не меркнущие в течение многих лет.

Процессы крашения и печатания достаточно полно изучены и постоянно усовершенствуются, в связи с огромной потребностью текстильной и лёгкой промышленности в прочных, дешевых, экологически безопасных способах крашения и красителях. [1]

Растительные краски были одними из первых красок, которые начал употреблять человек, чтобы украсить себя, свое оружие, жилище и одежду. Сначала это были соки лепестков цветов, листьев и плодов, привлекавших внимание человека своей яркой окраской, затем человек научился добывать краску и из корней, коры. [3]

В русских деревнях крестьяне приготовляли их из растений, которые росли у них под рукой: на огороде, на лугу, в лесу.

Читайте также:  Электрические модели живых тканей

В древности широко использовались некоторые минеральные краски для наскальной и стенной живописи, в качестве малярных красок и в других целях. Для окраски тканей, а также и для косметических целей использовались растительные и животные краски.

Для наскальной и стенной живописи в Древнем Египте применялись земляные краски, а также искусственно полученные окрашенные оксиды и другие соединения металлов. Особенно применяли охру, сурик, белила, сажу, растертый медный блеск, оксиды железа и меди и другие вещества. В качестве источников красителей использовали растения: алканну, вайду, куркуму, марену, сафлор, а также и некоторые животные организмы. [2]

Сравнивая литературные данные о растениях, которые содержат красители, и растениях, произрастающих в нашей области, я выбрала растения, которыми могли пользоваться для окраски одежды люди, жившие в тех же местах, где живем сейчас мы. Исключение – гранат, однако его могли привозить купцы из Азербайджана, где в качестве красителя он используется и сейчас для окраски шерсти. Также учитывалось и разнообразие получаемых окрасок. Результаты представлены в виде таблицы. (Таблица 1).

Источник

Проект «Окрашивание текстильных изделий в технике «Тай-Дай»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» села Корткерос

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

«Окрашивание текстильных изделий в технике «Тай-Дай»

Выполнила: Симакова Марьяна Максимовна, ученица 8 «Б» класса

Руководитель: Брагина Галина Михайловна

Введение. Актуальность, проблема, цель и задачи проекта

Глава I . Искусство окрашивания в древности

1.1.Способы окрашивания в странах Азии и Средиземноморья

1.2.История окрашивания ткани в Японии

1.3. История окрашивания ткани в Индии

1.4. История окрашивания ткани в Китае

Глава II. Техника окрашивания «Тай-Дай»

2.2.Требования к изделиям, окрашенным в технике «Тай-Дай»

2.3.Технология окрашивания текстильного изделия в технике «Тай-Дай» с использованием отбеливателя

Заключение. Вывод и самооценка

Как и большинство подростков, я не равнодушна к моде. Я люблю яркие не похожие на других вещи и образы, тем самым подчеркиваю свою индивидуальность. Свои познания в этой сфере расширяю, используя журналы мод, различные интернет источники, СМИ.

Молодежная мода демонстрирует нам новое явление – «Тай-Дай». В переводе с английского название «tie-dye» полностью отображает суть самой техники: первое слово переводится как «скручивать», «завязывать», а второе — «окрашивать». Иначе говоря – узелковое окрашивание. Крепко установившись среди молодежной моды, оно стало неотъемлемой частью мировой моды. Но стоят такие предметы одежды очень дорого.

В моем гардеробе нет предметов одежды с принтом «Тай-Дай».

Поэтому я задалась вопросом, возможно ли окрасить текстильное изделие в технике тай дай в домашних условиях?

Цель проекта: освоить приемы окрашивания текстильного изделия в технике «Тай-Дай» в домашних условиях.

1. Изучить литературу и интернет-источники по теме проекта.

2. Изучить и освоить способы окрашивания в технике тай-дай.

3. Окрасить текстильные изделия в технике «тай-дай» в домашних условиях.

Практическая значимость: освоить технику окрашивания «Тай-Дай».

Текстильное изделие с принтом «Тай-Дай», окрашенное в домашних условиях.

1.1. Искусство окрашивания в древности

Исторические сведения об окрашивании различных предметов быта, одежды, домашней утвари и даже самих людей относятся к глубокой древности. Известно, что искусство крашения развилось в странах Азии, и оттуда было перенесено в Карфаген. Из красилен Карфагена окрашенные ткани вывозили в Рим и Афины. Сохранившиеся окрашенные предметы свидетельствует, что для крашения использовала вещества мине0рального и органического происхождения: цветные глины, оксиды металлов, вещества, содержащиеся в различных частях растений и в организмах некоторых животных.

Для окрашивания волокнистых изделий преимущественно применяли материалы растительного происхождения: древесную кору, листья, плоды, цветы, корни. Растения со значительным содержанием красящих веществ произрастают, как правило, в жарком климате; отчасти именно этим объясняется, почему искусство крашения развилось именно в странах Азии, Африки и Америки, а затем распространилось по странам с умеренным климатом

Читайте также:  Ткань gore tex аналоги

Красильщики древности в своем ремесле сделали интереснейшие открытия, которые позволили им, имея в своем распоряжении всего несколько десятков природных красителей, получать до 800 цветов и оттенков.

Крашение в древности часто состояло из многочисленных стадий, и для получения нужного цвета ткани могли красить в течение нескольких недель. Крашение почиталось искусством.

В конце XIX-начале XX века искусство крашения природными красителями практически было утрачено. Первые синтетические красители, яркие и сравнительно простые в способах применения, вытеснили природные красители из практики.

1.2. История окрашивания ткани в Японии

В Японии технологии украшения ткани развивались своим особым путем. Как и многое другое, это было обусловлено её географической изоляцией, самодостаточностью и своеобразием культуры. Считается, что окрашивание способом, известным в мировой культуре под названием батик, было завезено в Японию из Индии или из Китая. По-японски он назывался рокэти и использовался при разрисовке ткани для ширм и одежды. С Х-ХI веков японский костюм стал роскошным как никогда. Погоня за сложностью наряда вызвала к жизни искусство чередования цветовой гаммы складок и одежд и тщательного размещения узора, который не должен теряться в складках. Рисунки, полученные техникой трафарета, вытесняются градуированной ручной росписью. С течением веков меняются предпочтения: так, в XIII веке в моду входит орнаментация гербами, а в конце XVI в полной мере оценят значение сюжетного узора, и на ткань для кимоно и ширм переносят целые картины. Продолжает развиваться техника набойного рисунка, а в конце XVII – техника юдзен, разработанная Миядзани Юдзен – рисунок с помощью рисовой пасты! В начале XIX века изготовление тканей и узоров достигло большого совершенства, но творчество начинает вытесняться штамповкой, как это случилось гораздо раньше в Индии и Китае, где связь с Европой налаживалась издревле по Шелковому Пути, а затем в процессе колонизации.

1.3. История окрашивания ткани в Индии

При раскопках в долине Инд на севере Индии были найдены остатки ткани, окрашенной мареной, что указывает на то, что ткачество и окраска тканей были широкой распространены в этих местах еще в 3 тысячелетии до н.э. или даже раньше. Один из военачальников Александра Македонского Неарх, основавший македонское поселение на берегу Инда, сообщал в своих донесениях о ситце — ткани из хлопка, расписанной цветочным орнаментом, своим великолепием соперничающей с солнцем, краски которой не смываются водой.

1.4. История окрашивания ткани в Китае

Древние китайцы умели получать шелк различных натуральных цветов. Они заметили, что цвет коконов шелкопряда зависит от того, чем питаются их гусеницы.

Так «домашний шелкопряд» дает шелк белого цвета, если его гусениц в период роста кормят только листьями белой (садовой) шелковицы.

Для получения желтого цвета шелка гусениц «домашнего шелкопряда» первую половину жизни кормят листьями деревьев Чжэ (дикий тутовник, растущий в горах), и лишь во вторую — листьями садовой шелковицы.

Для дополнительной окраски шелк готовили в четыре этапа: 1) промывка, 2) выбивка, 3) отбелка, 4) травление. После размотки коконов и сращивания нитей начиналась промывка. Шелк при этом очищался и становился белым. После промывания нити можно было использовать для изготовления одноцветных тканей. Если нити предназначались для изготовления многоцветных тканей, их подвергали дальнейшей обработке: выварке и отбелке.

Выварка состояла в том, что шелк кипятили в воде, содержащей золу плодов дерева «лянь». За варкой следовал третий этап обработки – отбелка. Шелк помещали в сосуды, где он размокал, посыпали шелк порошком раковины шэнь. После оседания порошка, шелк вынимали и отряхивали. При окрашивании тканей в черный цвет употреблялся железный купорос. Одним из самых распространенных красителей были листья индиго лань, окрашивающие в синий цвет.

Читайте также:  Флажки из ткани для улицы

Основным красителем растительного происхождения тканей в красный цвет в древнем Китае был крап, получаемый из корня марены. Для окраски тканей в желтый цвет использовались плоды растения «чжицзы». В темно-красный цвет окрашивали охрой.

Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что окрашивание тканей имеет долгую и насыщенную историю. Ткани окрашивали разными способами и красителями разные народы мира.

Техника окрашивания «Тай-Дай»

Среди трендовых в современном мире принтов, уже привычных для нас: полоска, растительный и анималистичный принты, наиболее ярко и эффектно выделяется принт под забавным названием «Tай -Дай». Сочный, насыщенный, состоящий из богатой цветовой палитры, на фоне классических принтов, он смотрится дерзким бунтарем.

Понятие «Tай -Дай» — это изначально технология окрашивания ткани, которая состоит из нескольких способов окрашивания разной сложности.

История принта очень древняя и до сих пор точно неизвестно, где впервые придумали и применили трендовую сегодня роспись ткани. «Tай-Дай» активно использовался в Японии, Индии, Мексике, Китае и Африке. А триумфальное шествие по Европе началось с Америки, когда в 60-70-х годах этот принт популяризировали представители субкультуры хиппи, называя его термином, взятым из японского языка — «сибори». Этот восточный принт помогал хиппи выделяться из толпы, не прилагая особых усилий и не затрачивая больших финансов. В начале 80-х годов этот древний принт добрался и до России, где молодежь активно стремилась воссоздать характерный для «Tай -Дай» рисунок собственноручно или достать модные в те времена «вареные» джинсы.

В переводе с английского название «tie-dye» полностью отображает суть самой техники: первое слово переводится как «скручивать», «завязывать», а второе — «окрашивать». Иначе говоря – узелковое окрашивание.

Окрашивание в технике «Tай -Дай» — интересный способ вдохнуть в вещь новую жизнь. Всего существует четыре основных метода окрашивания изделий, отличающихся друг от друга по типу создания рисунка, и великое множество способов заматывания, связывания, сжатия, прошивания, складывания ткани. Ткани используются как легкие, натуральные, так и более плотные, и синтетические. Причем ткань должна быть высокого качества.

Совершенно разными могут быть и используемые красители, от бытовых до специальных красок для ткани. Однако темные цвета не всегда хорошо прокрашиваются. Чтобы обновить темную одежду в технике «тай-дай» можно использовать отбеливатель! При использовании отбеливателя должен получиться белый принт , который будет выделяться на фоне темных или ярких цветов. Узор может занимать всю площадь изделия, либо какую-то его часть.

Все это делает «Tай-Дай» и простым и сложным, но несомненно интересным и неповторимым. И несомненный плюс «Tай-Дай» в том, что все техники возможно совмещать, благодаря чему на свет рождаются довольно сложные, художественно разнообразные композиции, оригинальные рисунки, орнаменты или узоры.

Сейчас принт «Tай-Дай» наносят на самые разные вещи из гардероба: брюки, юбки, платья, футболки, купальники, сарафаны, шорты, головные уборы, сумки, шарфы и т.д. В технике «Tай-Дай» окрашивают даже обувь: кеды, слипоны, туфли.

Благодаря уникальным техникам, принт может быть сколько угодно разным, что делает его чрезвычайно универсальным. Поэтому найти для себя подходящую вещь не составит особого труда, а также подобрать к ней хорошо сочетающийся комплект. И конечно, «Тай-Дай» вещь должна быть в образе одна, чтобы не случился «перебор».

«Tай-Дай» отлично вписывается в любой образ: романтичный, минималистичный, спортивный, и т.д.

Меня заинтересовал процесс получения принта «Тай-Дай» с помощью отбеливателя и решила его апробировать.

К тому же такой вариант нанесения узора будет дешевле, чем при использовании красителей.

2.2.Требования к изделиям, окрашенным в технике «Тай-дай»

Перед тем как приступить к практике, разработала требования к выполнению окрашивания

Источник