Меню

Картина два влюбленных целуются через ткань

Картины «Влюблённые» Рене Магритта — загадка поцелуя через ткань

«Влюблённые» — знаменитая серия из четырёх картин, написанных Рене Магриттом (Rene Magritte) в 1928 году, породившая массу домыслов и ставшая интригующей тайной для зрителей. На наиболее популярных произведениях изображены мужчина и женщина, головы которых окутаны белой тканью. В менее известных работах — лица персонажей открыты, но образ мужчины представлен лишь головой, витающей в воздухе. Мастер не оставил пояснений к столь аллегорическим образам, дав современникам шанс самостоятельно постичь тайный смысл зашифрованного послания.

  • Название картины: «Влюблённые».
  • Автор: Рене Магритт (1898-1967).
  • Год написания: 1928 год.
  • Размеры: 54 x 73,4 см.
  • Стиль:Сюрреализм.
  • Жанр:Аллегория.
  • Техника:Масло.
  • Материал: Холст.
  • Местонахождение: Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.

Рене Магритт — известный бельгийский художник XX века, знаковая фигура сюрреализма. При этом, сам мастер стремился к образному стилю, который «бросает вызов реальному миру» через детальное натуралистическое изображение. Его бытовые сцены окружены повседневными неодушевлёнными предметами, но отражают необычные обстоятельства, свойственные «магическому реализму» художника.

Картины «Влюблённые», наполненные глубоким философским смыслом, написаны в типичной для живописца манере с использованием плакатной техники. На первой из них, известной также под названием «Целующиеся любовники», изображён порыв страсти, который выражен через характерные складки ткани на головах мужчины и женщины. Существует несколько интерпретаций такой аллегории:

  • Воплощение метафоры «потеряли голову от любви». Вспыхнувшая страсть ослепляет, не даёт возможности замечать очевидное.
  • Поцелуй через ткань изображает ненастоящую любовь, неспособную дать подлинное счастье.
  • Страсть имеет греховную природу. Поэтому она стыдливо спрятана за белыми покрывалами.
  • Любовь не приводит к познанию истины. Даже влюблённые люди не способны узнать друг друга полностью.
  • Более оптимистичная трактовка: любовь самодостаточна, она не имеет материальных преград, будь то двойной слой материи или что-либо иное.

Во второй картине «Влюблённые» Рене Магритт показывает, что страсть здесь ни при чём. Сюжет произведения наполнен умиротворением. Сцена вынесена из ограничивающих стен и окружена спокойным пейзажем. А герои уже не сконцентрированы на себе, а обращены к зрителю. Но их лица по-прежнему скрыты за белой тканью.

Возможно, мастер изобразил апофеоз любви. Человеку, испытавшему подлинное чувство, открывается внутреннее видение. Преграды из покрывал, накинутых на персонажей сцены, не могут стать помехой при наслаждении истинной красотой.

Есть также версии, обусловленные обстоятельствами жизни художника:

  • Трагическая гибель матери, лицо которой в момент смерти оказалось закрытым белой сорочкой, несомненно, вызвала психологическую травму и, возможно, послужила поводом для создания образов.
  • Интерес к маскировкам, популяризированным в кинематографе, в частности, в фильме «Фантомас», лица главного героя которого никто не видел. Поль Нуге (Paul Nouge), друг, поэт и основатель сюрреализма в Бельгии, в письме от 1927 года советовал Магритту использовать подобные приёмы в творчестве.

Все предположения о тайном смысле своих произведений художник отринул. Но признался, что пытается побудить зрителя задуматься. В последующих двух картинах «Влюблённые» он снял покрывала с героев. Но вопросов от этого не стало меньше.

Читайте также:  Диван из ткани тедди 007

Картины Рене Магритта похожи на интеллектуальные головоломки. Но разгадать их практически невозможно. Потому что вопросы, поднимаемые в них, затрагивают философскую категорию сущности мироздания.

Источник

Картина-ребус Рене Магритта «Влюбленные»: символы и смыслы

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Неизбежная ассоциация, возникающая при первом взгляде на полотно, – поговорка «любовь слепа», к которой отсылает и название картины, и закрытые лица влюбленных. Но вряд ли значение изображенного исчерпывается таким банальным, лежащим на поверхности смыслом. Магритт не только закрыл глаза влюбленным – он обмотал тканью их головы, что заставляет вспомнить еще одну метафору – «потерять голову от любви». Это порождает новые ассоциации: любовь не просто слепа, она лишает человека способности трезво мыслить. Влюбленные не только не замечают окружающий мир, но и не видят друг друга. Они полностью поглощены самой страстью, а не друг другом, поэтому лишены способности видеть и слышать что-то, кроме этой страсти. Поэтому даже в такие моменты они не могут преодолеть отчуждение. Отсюда интерпретация картины как приговора человеческим чувствам.

Поцелуй через покрывало наталкивает критиков и на мысль о том, что это, возможно, – ненастоящая любовь, не позволяющая людям прикоснуться друг к другу. Не любовь, а некий суррогат, иллюзия любви. Такую версию опровергают другие интерпретаторы, утверждающие, что Магритт изобразил самодостаточную любовь. Влюбленные не нуждаются в зрительном контакте – так как чувствуют друг друга даже тогда, когда не видят. То есть следующая версия: истинные чувства не знают никаких материальных преград.

По мнению некоторых исследователей, ключ к пониманию «Влюбленных» дает вторая версия картины Магритта с таким же названием. На ней двое с закрытыми тканью лицами изображены не в момент поцелуя, а как будто после него. Здесь нет страсти – только умиротворение и нежность. Возможно, это апофеоз любви, и скрытый смысл состоит в том, что у человека в такие моменты открывается внутреннее зрение, которое позволяет ему увидеть и почувствовать мир по-новому. И никакие препятствия не помешают наслаждаться подлинной красотой этого мира.

Наконец, историко-биографический подход дает возможность увидеть в этой картине еще один скрытый смысл. Рене Магритт неоднократно изображал людей с лицами, обмотанными тканью. Некоторые исследователи уверены в том, что это объясняется трагедией, которую художнику довелось пережить в 14 лет. Его мать покончила с собой, утопившись в реке. Однажды ночью она вышла из дома в одной сорочке и исчезла. А через несколько дней ее тело обнаружили в реке. Подол сорочки был обмотан вокруг головы. Художник избегал разговоров на эту тему даже с собственной женой и утверждал, что критики переоценивают влияние этого факта на его творчество, но неоднократно повторяющийся мотив «голова, обмотанная тканью» заставляет судить об обратном.

Читайте также:  Тенсель модал что такое ткань

Биографы обращают внимание и на другой факт: Рене Магритт был страстным поклонником кинематографа, и фильмы о Фантомасе 1913-1914 гг. произвели на него большое впечатление, породив в нем интерес к играм в прятки. Отсюда и самый неожиданный вариант интерпретации: «Влюбленные» появились под влиянием фильмов о Фантомасе! Сложно сказать, насколько такая версия вероятна: картина была написана в 1928 г., и непосредственные впечатления от фильмов вряд ли в это время все еще были актуальными для художника.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

История одного шедевра. «Любовники (Влюбленные)», Рене Магритт

Существует два варианта картины:
1.«Любовники I» (оригинальное название Les Amants)
1928 г. Холст, масло. Размер: 54×73.4 см.
Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк
2.«Любовники II»,
1928г. Холст, масло. Размер: 54×73 см.
Национальная галерея Австралии

Рене Магритт – бельгийский художник сюрреалист, известный своими картинами-ребусами. В своей живописи он не придерживался принятых канонов сюрреализма – выражения потока бессознательного, преобладания стиля над содержанием. Напротив, он сосредоточил свое творчество на создании визуальных метафор, концептуальных загадок.
Картина «Влюбленные» («Любовники») существует в двух вариантах. На одном мужчина и женщина, чьи головы укутаны белой тканью, целуются, а на другом — «смотрят» на зрителя.

Существует несколько трактовок полотна «Влюбленные». Причем две из них являются полностью противоположными друг другу. Согласно первой, Магритт изобразил на картине олицетворение расхожей фразы «Любовь слепа». Причем слепота эта в данном случае абсолютна: герои картины являются загадкой и для окружающих, и друг для друга, к тому же, они так поглощены страстью, что не видят и не слышат ничего вокруг. Что касается второй, более оптимистической трактовки, мужчина и женщина на полотне сумели постичь любовь такой силы, что способны ощутить настоящую близость, несмотря на любые покровы тайн и разделяющие их преграды.

Вторая версия картины, появившаяся в том же 1928 году, написана совсем с другим настроением. Если первое полотно вызывает какое-то безотчетное содрогание, непостижимое ощущение безысходности или даже страх, то вторая картина, изображающая тех же возлюбленных, наполнена скорее умиротворением и покоем. Магритт переносит своих героев из замкнутого пространства комнаты и их собственного закрытого мирка в полный красок огромный мир, который символизирует пейзаж за их спинами. Лица мужчины и женщины по-прежнему закрыты тканью, но обращены к зрителю, а их позы стали более спокойными и расслабленными. И кажется, будто через тонкие покровы можно разглядеть их улыбки.

Художнику нравилось, когда тайну изображаемых им образов пытались раскрыть при помощи различных интерпретаций. Однако сам он не соглашался ни с одной из них.

Попробуем всё же разобраться в загадках Магритта. Автор изобразил персонажей в порыве страсти. Об этом говорят складки наброшенных на голову кусков ткани. Страсть, вспыхнувшая между двумя людьми, действительно приводит к ослеплению. Она лишает способности объективно мыслить и замечать очевидное. Об этой картине имеет место и такое интересное суждение: Магритт не просто закрыл глаза влюбленным, он замотал им головы, реализовав таким образом метафору — «потеряли голову от любви». Ещё одна очень интересная деталь картины – поцелуй через полотно. Возможно, художник изобразил ненастоящую любовь, не способную дать наслаждение от соприкосновения тел, их проникновения друг в друга Возможно, на полотне изображена греховная страсть, которая стыдливо прикрывается и как бы предохраняется белыми покрывалами А может быть, художник попытался таким образом вынести приговор человеческим чувствам – мол, даже сильная любовь не способна подарить возможность постичь истину Даже по-настоящему влюбленные люди остаются слепыми – они не видят ничего вокруг себя, не видят лиц друг друга и никогда друг друга не познают полностью

Читайте также:  Что такое ткань санбрелла

Картину можно трактовать и более оптимистично: любовь сама по себе настолько самодостаточна, что зрение ей не нужно. Влюбленным людям совершенно не обязательно видеть друг друга и окружающий их мир. Они способны почувствовать близость даже сквозь двойной слой наброшенной ткани. Таким способом художник доносит до нас мысль о том, что истинные чувства не знают никаких материальных преград.

Эти любопытные догадки подтверждаются сюжетом второй картины. При внимательном сравнении можно увидеть целый ряд отличий на полотнах, который не исчерпывается только позами влюбленных. Во-первых, художник изменил фон: действие первой картины происходит в закрытом пространстве, а вторую пару влюбленных мы наблюдаем под открытым небом. Во-вторых, автор обрядил персонажей в другие одежды. В-третьих, изменилось общее настроение картины: сконцентрированная напряженность первой сцены сменилась расслабляющим умиротворением второй. Художник как будто пытается сказать, что страсть тут ни при чем. Теперь уже совершенно спокойные персонажи смотрят не друг на друга, а на зрителя и окружающий мир. Но мы по-прежнему не можем увидеть их лиц, а они по-прежнему «слепы»!

Возможно, это и является апофеозом любви У человека, познавшего настоящее чувство, открывается истинное внутреннее зрение, позволяющее ему глубоко чувствовать этот мир, а не созерцать доступное для всеобщего обозрения его жалкое подобие И препятствия в виде наброшенных на героев полотен, а также предметов одежды, слов, стен, искусственных звуков и красок больше не в состоянии им помешать наслаждаться подлинной красотой этого мира

Есть еще одна гипотеза. Мать художника утопилась в реке, когда её труп выловили полицейские её лицо оказалось закрытым собственной юбкой, Рене присутствовал при этом. Это детское воспоминание очень сильно повлияло на художника. Почти на всех его картинах лица людей , особенно женщин, покрыты тканью — это его обычный способ рисования людей.

О других шедеврах по тегу #album_masterpiece

Источник