Меню

Какую ткань использовать для холста под гуашь

Всё о холстах — как выбрать идеальную основу для творчества?

Содержание статьи

До появления первых холстов художники писали на подготовленных деревянных досках. Но такие картины требовали особых условий хранения и со временем разрушались: трескались, деформировались, покрывались плесенью из-за повышенной влажности, уничтожались жуком-древоточцем. Многие мировые шедевры удалось сохранить только благодаря изобретению технологии переноса картин с деревянной основы на холст: «Мону Лизу» Леонардо да Винчи, «Мадонну Конестабиле» Рафаэля Санти, парные картины Сандро Боттичелли «Архангел Гавриил» и «Мария».

Качественная основа сохраняет целостность и яркость красочного слоя. Например, холсты московской фабрики инженера-технолога Р. Г. Фридлендера, из которой выросла современная компания «ГАММА», использовал русский живописец Абрам Архипов: прочное сцепление красок с поверхностью грунта позволило его картинам не потерять первоначальную насыщенность цветов. Сейчас работы Архипова хранятся в Третьяковской галерее и Государственном Русском музее.

Современные художники не ограничены в выборе идеальной основы для творчества: холст долговечен, выдерживает множество слоёв краски. Но как выбрать качественный продукт? На что обратить внимание?

Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим основные характеристики холста: основу, ткань, зернистость и плотность, грунт.

Основа

Два распространённых вида основы:

  • подрамник — конструкция из реек, на которую натягивают полотно;
  • плотная основа — ткань наклеивают на цельный лист картона или древесноволокнистую плиту.

Подрамник

Холст на подрамнике подходит для живописи в студии и дома, его удобно перевозить — работу можно снять с основы и свернуть. Полотно на подрамнике дышит и равномернее высыхает.

Виды подрамников по материалу

  1. Подрамник из твёрдых пород древесины — бука, дуба, сосны, берёзы. Рейки проходят специальную обработку для повышения устойчивости к влажности и перепадам температуры.
  2. Подрамник из алюминия — лёгкий, долговечный, но с существенным минусом: острые углы и грани могут повредить холст.
  3. Подрамники из пластика получают больше негативных отзывов от художников. Среди минусов сложность натягивания холста, деформация ткани, низкая прочность, острые углы и зазубрины.

Виды подрамников по конструкции

  • Глухой — простая цельная конструкция, рейки прочно скреплены скобами или клеем. Подрамник невозможно самостоятельно отрегулировать, если холст провиснет.
  • Клиновой или модульный — рейки соединены способом шип-паз: шип на торце одной рейки вставляется в паз на другой. Натяжение холста можно регулировать с помощью клиньев, которые забивают в дополнительные пазы.

Почему это важно? Если со временем холст провиснет под весом краски или деформируется основа, красочный слой может потрескаться и осыпаться. Модульный подрамник позволяет сохранять и своевременно корректировать натяжение полотна.

Зачем нужны бортики на рейках? Холст должен быть туго натянут на подрамник и не соприкасаться с ним, иначе полотно может приклеиться к рейкам и натяжение изменится. Бортики обеспечивают минимальное соприкосновение холста с подрамником.

Модульные подрамники для холстов ГАММА производят из натуральной сосны, клинья прилагаются в комплекте. Все виды подрамников собраны из реек с бортиками, а для работ больших размеров предусмотрены холсты на утолщённых подрамниках.

Плотная основа

Холст на плотной основе удобнее для работы вне дома или студии — на нём можно писать без мольберта. Главное преимущество плотной основы перед капризным полотном на подрамнике в том, что готовые картины сложнее повредить или деформировать.

Картон

Проверенная временем основа по приемлемой цене. Холст на картоне подходит студентам и начинающим художникам для эскизов, этюдов маленьких и средних форматов.

Древесно-волокнистая плита: оргалит, МДФ, ДВП

Лист из прессованных древесных волокон подходит для тех же целей, что и картон, но прочнее и немного тяжелее. Некоторые художники предпочитают именно плотную основу из-за способности выдерживать множество слоёв краски и крепление дополнительных декоративных элементов.

Ткань

Ткань определяет не только стоимость, но и возможности холста.

Распространённые материалы:

  1. Лён — зарекомендовал себя, как самый качественный и износоустойчивый материал, но при этом самый дорогой. Профессиональные художники, как и реставраторы, предпочитают использовать для работы именно лён — картины, написанные на льняных холстах, сохраняются столетиями.
  2. Хлопок — недорогой, но качественный материал, уступает льну в устойчивости к механическим воздействиям, со временем может провиснуть. Подходит для обучения и хобби.
  3. Смесовые ткани — сочетание нескольких видов нитей: льна и хлопка или льна и синтетики.
  4. Полиэстер — дешевле натуральных тканей, неприхотлив к условиям хранения. Подходит начинающим художникам и в случаях, когда нет необходимости сохранить работу надолго. Профессионалы всё ещё отдают предпочтение проверенные временем натуральные материалы.

В магазинах также можно найти холсты из джута и пеньки, но использовать их для живописи профессионалы не рекомендуют — они легко деформируются, рвутся, могут впитывать краску, а значит, не обеспечивают сохранность красочного слоя.

Зернистость и плотность

Зернистость определяет рисунок холста, его фактуру, зависит от толщины нитей и типа плетения. При производстве холстов ГАММА традиционно используют саржевое плетение, которое даёт высокую плотность, прочность и износостойкость. Выбор фактуры холста для будущей картины зависит от того, какими красками и в какой технике планирует писать художник — акварелью или маслом, детализированный портрет или многослойный пейзаж.

Мелкозернистый холст — почти гладкий, подходит для письма лессировками, портретов и эскизов.

Среднезернистый холст — универсальная основа для натюрмортов, пейзажей, портретов.

Крупнозернистый холст — плотный, фактурный, отлично подходит для пастозных техник и работы мастихином.

Плотность холста — показатель веса ткани и грунта на единицу площади, измеряется в граммах на квадратный метр (г/м²). Это дна из основных характеристик полотна: чем она выше, тем большее количество нитей приходится на квадратный метр. От плотности зависит жёсткость холста, его устойчивость к краске и механическому воздействию. Чем выше плотность, тем более мелкая ячея и гладкая фактура у холста.

Грунт

Грунт — не только связующее между основой и красочным слоем. Именно грунт не позволяет краскам впитываться в ткань, сохраняет их яркость. Загрунтовать холст можно самостоятельно, но намного удобнее и проще купить полотно c тем типом грунта, который подходит для работы с определённым видом красок.

ГАММА предлагает начинающим и профессиональным художникам холсты с качественным трёхслойным грунтом на основе акрила:

1. Универсальный акриловый грунт — укрывистый и эластичный, без запаха. На нём можно писать маслом, акрилом и темперой.

Читайте также:  Работа с тканью в первом классе

2. Грунт для акварельной живописи — разработан специально для техник «по-сырому». Не впитывает воду, совместим с акварелью и гуашью, но не подходит для масла.

Чтобы задать работе особый тон и настроение, художники так же используют цветной грунт — по свойствам он аналогичен акриловому и содержит дополнительные пигменты.

Как выбрать качественный холст?

1. Осмотрите загрунтованную поверхность: на ней не должно быть точек, пузырьков, трещин и осыпаний, иначе красочный слой быстро деформируется и потускнеет.

2. Положите холст на ровную поверхность: расстояние от угла холста до поверхности не должно превышать 3–5 мм.

3. Проверьте натяжение полотна — надавите пальцем: холст должен восстановить ровную упругую поверхность меньше, чем за минуту.

4. Изучите конструкцию подрамника: он должен быть модульным, из твёрдого гладко-шлифованного дерева с бортиком не меньше 3 мм.

5. Проведите тест грунта с разбавителем и водой: при смешении 5 к 1 ни вода, ни разбавитель не должны просачиваться сквозь грунт.

ГАММА — производитель со 120-летней историей. Мы предлагаем современным художникам холсты высокого качества из самых востребованных материалов, на картоне и подрамнике, для работы различными техниками и инструментами.

«Студия» — для студентов художественных школ и училищ.

«Московская палитра» — для начинающих художников и любителей.

«Старый мастер» — для выпускных работ, профессиональных художников и тех, кто ценит качество.

Источник

Холст для рисования, какие бывают и как выбрать

Для рисования маслом или акриловыми красками наиболее подходящей основой является холст. Естественно, это не единственный вариант у художника, так как создавать шедевры можно и на грунтованном картоне. Тем не менее, именно холсту отдается предпочтение, причем на то есть масса объективных причин.

Две одинаковые картины, сделанные на разных основах, будут выглядеть совершенно по-разному.

Холст добавляет картине презентабельности, передает новые ощущения, дарит собственную фактуру. Выбрать материал не так просто, учитывая то разнообразие, в котором он представлен в продаже.

Этому вопросу следует уделить особое внимание, так как удачно подобранный холст позволяет самому художнику получить удовольствие во время работы, а также дает качественный результат.

Основа для холста

При выборе холста следует помнить о различных видах его классификации, однако в первую очередь потенциальный покупатель обращает внимание на то, в каком виде продается материал.

В зависимости от этого, отличают несколько видов основ, причем основа считается достаточно важной характеристикой любого холста. Холст обычно наклеивают на плиту МДФ, ДВП или же натягивают на подрамник. Реже в качестве основы выбирается толстый картон или оргалит.

Подрамник сделан в виде жесткого каркаса. Он собирается из деревянных, пластиковых или алюминиевых реек. Холст натягивается на конструкцию достаточно плотно, тем не менее, на раме он «дышит», поэтому краска высыхает равномерно и быстро.

По качеству подрамники бывают разными. Хорошие модели оснащены специальными бортиками.

Благодаря им, холст не соприкасается с самой основой.

Это очень важно в процессе рисования, так как незастывшая краска может приклеить полотно к рамке и при этом изменится его натяжение.

У деревянных подрамников рейки сделаны из березы, бука, сосны, дуба и прочих твердых пород древесины. Они отлично переносят перепады температуры и влажности, не деформируясь. Но при выборе подрамника все равно полезно проверить его геометрию, положив каркас на ровную горизонтальную поверхность.

Необходимо, чтобы все четыре угла одновременно касались поверхности.

Алюминиевые подрамники появились относительно недавно. Они обладают необходимой прочностью, а также малой массой, что незаменимо в художественном творчестве.

Но острые алюминиевые углы реек часто прорезают полотно, поэтому такие рамки приходится дорабатывать.

Подрамники из пластика обладают единственным достоинством – малой ценой. В остальном же такие конструкции уступают своим аналогам. Пластик гнется, поэтому полотно не удастся хорошо натянуть.

Отличаются подрамники и по своей конструкции. Различают глухие и модульные подрамники. Рейки глухого подрамника скреплены между собой металлическими скобами и клеем. Они остаются неподвижными друг относительно друга, поэтому отрегулировать натяжение холста в такой конструкции невозможно.

Кстати, достаточно часто возникает необходимость регулировки, так как холст может провисать.

Модульные подрамники собраны при помощи шипового соединения, поэтому есть возможность регулировать натяжение полотна путем установки специальных клиньев в пазы.

Жесткий каркас для холста позволяет избавиться от необходимости использования мольберта. Это очень удобно, особенно в работе на пленэре. Если полотно наклеено на основу, то оно в меньшей степени подвергается различного рода деформациям, уменьшается риск повреждения или провисания холста.

Таким образом, факторы, негативно влияющие на качество красочного покрытия, сводятся к минимуму. Основы из толстого картона востребованы начинающими художниками. Они недорого стоят и позволяют создавать этюды или эскизы небольших форматов. Таким образом, можно познавать различные приемы работы с маслом или акрилом. Готовую работу можно впоследствии вставить в стандартную раму.

Основа из древесно-волокнистой плиты или оргалита применяется в том случае, когда на холст накладывается краска в несколько слоев, а также картина переполнена декоративными элементами. Но у такой основы есть один существенный минус.

Он достаточно тяжелый и даже в центре может прогибаться под действием собственной тяжести.

Для написания картин большого формата удобнее приобретать холсты в рулонах. Художник отрезает кусок полотна нужного размера и фиксирует его на основе или на подрамнике самостоятельно. Минус заключается в том, что без должного опыта и навыка достаточно сложно правильно натянуть холст на подрамник.

Как выбрать ткань для холста

Холсты для рисования могут быть выполнены из разных тканей, причем как из натуральных, так и из синтетических. Но не все ткани схожи по своей применимости, а некоторые из них вовсе не подходят для живописи.

Рассмотрим популярные варианты хлопковых, льняных, синтетических и смесовых тканей.

  • Хлопковые холсты. Хлопок в настоящее время является самым распространенным и, как следствие, востребованным материалом. Он пригоден для любой техники работы с маслом. Помимо этого, самому художнику приятно и удобно работать на холсте из хлопка. Использовать этот материал стали относительно недавно. Первые картины появились в прошлом веке в США, то есть, время не может нам показать долговечность холстов. К плюсам можно отнести мягкую мелкозернистую поверхность материала и удобную для рисования фактуру. В натуральном виде хлопок имеет бело-кремовый тон, что также считается большим достоинством. Наконец, по сравнению с льняными полотнами, хлопчатые холсты обходятся намного дешевле. Для работы они требуют хорошей натяжки. Есть у материала и определенные минусы. Во-первых, хлопок хорошо впитывает влагу, и если его не просушить, то в волокнах будет образовываться плесень. Во-вторых, хлопчатые ткани не любят перепада температур. Резкая смена влажности или температуры может привести к провисанию холста на подрамнике. В-третьих, если холст из хлопка находится на подрамнике в натянутом состоянии длительное время, то он начинает деформироваться. Наконец, хлопчатый холст по своей прочности существенно уступает льняному, поэтому подходит больше для ученических работ или для любительской живописи.
  • Льняные холсты. Холсты изо льна подходят для профессиональной живописи. За столетия применения этот материал себя зарекомендовал, как классика. Сырьем для изготовления льняной материи служат волокна стеблей льна. Их натуральная фактура отличается своеобразием, поэтому холсты приобретают серый оттенок, реже – желтый. Благодаря тому, что лен очень прочный, а также он не деформируется и сохраняет свою фактуру, рисунок на холсте надежно защищен, и его качество не меняется на протяжении веков. К достоинствам можно отнести тот факт, что льняные материи не впитывают влагу, следовательно, на холсте не будет образовываться плесень. Холст сохраняет свою зернистость и не провисает на подрамнике. Зато это самый дорогой вид основы, по сравнению с другими типами холстов. Картины, написанные на льняных холстах, более увесисты за счет самой материи. Стоит ли говорить о том, что это существенный минус, особенно когда картины часто «путешествуют» по выставкам? Выбрать подходящий холст не так просто, особенно если у вас нет достаточного опыта. Не каждый новичок знает, что полотна могут быть сотканы из длинного волокна или из короткого волокна (очеса), являющегося отходом обработки пряжи. Определить тип волокон можно невооруженным глазом. Нити длинного волокна имеют одинаковое сечение по всей длине. Плетение должно быть равномерным и плотным. Если же используется очес, то на полотне встречаются узелки и прочие дефекты. Обычно такую материю используют в технических целях, но не для живописи. Внимательно огладите ткань перед покупкой. Обратите внимание на ее текстуру. Если дефектов нет, то учтите еще один нюанс: волокна должны идти параллельно краю подрамника, но не по диагонали, в противном случае холст пойдет волнами или обвиснет.
  • Синтетические холсты. Синтетика пришла в нашу жизнь относительно недавно. То же самое можно сказать и про синтетические холсты. Нельзя утверждать, что такие материалы обладают абсолютным лидерством в рейтинговом перечне, однако определенные преимущества у синтетики все-таки есть. Искусственное волокно, более известное как полиэстер, изначально очень прочное. Невозможно сказать, как на материал скажется влияние времени, но есть и другие плюсы. Синтетика не впитывает влагу и не гниет. Это значит, что материал не предъявляет особых требований к хранению. Поверхность полотна гладкая, что дает возможность использовать такие холсты не только для создания картин, но и для декорирования жилых помещений, в частности, росписи натяжных потолков. Важным достоинством является и малый вес такого холста. Однако практических оценок еще слишком мало. Вот почему трудно встретить объективные отзывы тех художников, которые практикуют использование синтетических холстов.
  • Смесовые ткани. По названию становится понятно, что смесовые холсты – это полотна, которые сотканы из разных нитей. Идея создания таких материалов заключается в том, что полотно должно унаследовать все плюсы льна и хлопка. Именно такая комбинация считается наиболее популярной. Поверхность холста получается гладкой и прочной, причем стоимость материи не такая высокая, как может показаться. Тем не менее, способность впитывать влагу, переданная хлопчатыми волокнами, является большим минусом, с которым придется считаться. Еще одна интересная комбинация – полотно из полиэстеровых и хлопковых нитей. Поверхность полотен отличается минимальной зернистостью. При всех достоинствах можно выделить один недостаток – физические свойства хлопка и лавсана в разных условиях не сочетаются. Это означает, что те параметры температуры и влажности, которые считаются для полиэстера приемлемыми, не подходят для хлопчатых волокон.
Читайте также:  Покраска светоотражающей ткани краской

Зернистость холста

Еще одной важной характеристикой, которую учитывают художники при выборе холста, является его зернистость.

Еще при покупке следует обратить внимание на эту деталь.

Зернистостью как раз и является та фактура, о которой мы постоянно говорим. Она напрямую зависит от толщины нити сотканного материала. Если холст не покрыт грунтовкой, то зернистость с его лицевой и изнаночной стороны должна быть одинаковой. Традиционно различают три степени зернистости холстов:

  • Мелкозернистые;
  • Среднезернистые;
  • Крупнозернистые.

Мелкозернистые полотна обладают плотностью до 300 г/м 2 . Начинающему художнику этот показатель сам по себе мало о чем расскажет, однако его полезно запомнить для сравнения с другими типами холстов.

Мелкозернистые полотна обладают почти идеально гладкой поверхностью. Такие холсты обычно выбирают при работе над портретами, миниатюрами а также в тех жанрах, где необходима точная цветопередача и детальная прорисовка элементов.

Именно мелкозернистые холсты следует выбирать, если в работе планируется применять метод лессировки, то есть, работать с полупрозрачными слоями.

Плотность среднезернистых полотен составляет 300-400 г/м 2 . Данные показатели считаются универсальными.

Например, если начинающий художник не знает, какой вариант холста выбрать, то рекомендуется начинать оттачивать свое мастерство на материалах со средней зернистостью. Он подходит для большинства техник и форматов.

Крупнозернистый холст (плотность до 600 г/м 2 ) предназначен для написания больших по размеру картин. Фактура ткани хорошо удерживает густые и тяжелые слои краски.

Не секрет, что при работе с акрилом или маслом используется специальный инструмент – мастихин. Крупнозернистые холсты в наибольшей степени подходят для нанесения краски художественным шпателем.

Классификация по типу плетения

В зависимости от того, как на холсте расположены волокна, различают несколько типов плетения. Этот вид классификации также считается популярным среди художников.

  • Репинский холст. Представляет собой достаточно прочное полотно с крупной и ярко выраженной фактурой. Плетение образовано длинными волокнами по 4 нити.
  • Театральный холст. Полотно внешне напоминает мешковину, благодаря редкому плетению. Для изготовления театральных холстов используются короткие волокна, сплетенные в одну нить или соединенные узлами (узловатость – характерный признак).
  • Живописный холст. Он отлично подходит для масляных красок. По той причине, что такое плетение пропускает воду, живописный холст абсолютно не подходит для акрила или темперы. Обычно изготавливается из льняного волокна, которое, как известно, не деформируется. Живописные холсты удерживают массивные слои краски и не провисают на подрамнике.
  • Этюдный холст. Отличается тем, что он уже покрыт эмульсионным грунтом, поэтому его область применения чрезвычайно высока. Этюдные холсты пригодны даже для аэрографии.
Читайте также:  Ткань с перфорацией спортивная

При выборе холста важно помнить, что он по своим свойствам и характеристикам должен, прежде всего, соответствовать той технике письма, которую планируется применять в работе.

К примеру, если предполагается накладывать тонкие слои краски для гладкой живописи (с отсутствием фактуры), то следует выбирать мелкозернистые холсты. Пастозная живопись ведется по фактурным полотнам, то есть используются крупнозернистые холсты с частым плетением, чтобы материя выдержала тяжесть краски.

Выбор грунта

Для более прочного скрепления основы и краски на холст наносится специальный состав – грунт. Параллельно с этим, грунт может выполнять и второстепенные функции, придавая холсту нужную фактуру или фон.

Обычно на полотно наносят несколько слоев грунтовки, но самостоятельно проделывать эту работу не придется, так как в большинстве случаев специальные холсты для рисования продаются предварительно обработанными проклейкой и грунтовкой.

Для новичков такие холсты будут настоящим подарком, хотя и здесь при выборе придется учесть некоторые нюансы.

Художники со стажем предпочитают обрабатывать основу самостоятельно, поэтому приобретают негрунтованный холст в рулонах.

Вид используемого грунта напрямую влияет на прочность красочного слоя.

  • Клеевые грунты можно наносить на любые холсты, однако они подходят только для масляной живописи. Краски надежно скрепляются с основой, быстро сохнут и не растрескиваются со временем.
  • Эмульсионный грунт считается более универсальным, так как подходит для любой основы и для любой краски. Он используется в самых различных техниках живописи и не растворяется в воде.
  • Для тонкой живописи маслом художники предпочитают использовать масляный грунт. Сложность работы с ним заключается в том, что он очень долго сохнет. На полное высыхание может потребоваться 10-12 месяцев. Этот грунт не подходит для пастозной живописи.
  • Наиболее удобным для самостоятельной грунтовки считается акриловый грунт. Благодаря свой пластичности, он не растрескивается. Прекрасно сочетается с масляными, акриловыми и темперными красками.

При выборе готовых холстов приходится проверять качество грунта.

Оцените визуально состояние полотна.

На его поверхности не должно быть никаких ниток, зазубрин, точек. На мелкозернистых холстах фактура сквозь грунт не должна проступать. Целостность покрытия проверяется при помощи живописного льняного масла.

На поверхность полотна наносится слой масла. Если грунтовка качественная, то с основой ничего не произойдет, и она не поменяет своего цвета. Если же через мельчайшие трещины в грунте масло проникло на холст (о чем будет свидетельствовать появление темных пятен), то такая основа для рисования не подойдет.

В результате того, что краска протечет через мелкие трещины грунтовки, на картине будут образовываться затемнения, которые лаком подкорректировать или убрать не получится. Опытные мастера всегда дорабатывают готовые холсты, нанося на полотна слой акрилового грунта или желатинового клея.

Для самостоятельного грунтования холста потребуется определенный навык и сноровка, так что рано или поздно новичку придется начинать экспериментировать. Приведем один из многочисленных примеров алгоритма подготовки холста к работе.

Желатин разводится согласно инструкции, но желательно выбирать более насыщенные виды. Их можно отличить по характерному ярко-желтому цвету. Как только он загустеет, можно приступать к работе. Желатин на холст наносится обычным шпателем.

Необходимо стараться втереть вещество сквозь ячейки плетения.

Слой должен подсохнуть, а затем можно наложить еще один слои и тоже выждать время, чтобы он засох. Дальнейшие действия зависят от того, какой фон хочет получить художник. На слой желатина необходимо положить белую фасадную краску, а для получения фона в краску добавляют краситель.

Краска доводится до сметанообразной консистенции и наносится в два слоя при помощи широкой кисти. На финальной стадии холст покрывается фасадной пропиткой, но некоторые специалисты добавляют в краску мел или цинковые белила. Холст будет готов к работе примерно через 5-7 дней.

Советы для выбора холста

К сожалению, мы не всегда принимаем правильное решение, и цена ошибки может быть очень высокой. При неправильном выборе холста может пойти насмарку работа нескольких недель или даже месяцев.

Чтобы минимизировать риски, нужно уметь выбирать основу еще до ее приобретения. Но некоторые «неприятности» считаются нормальными, так как легко устраняются.

Например, если вы купили холст на деревянном подрамнике, и он провис, то исправить ситуацию поможет регулировка реек.

Для этого достаточно в специальные паза вставить клинья, и рейки разойдутся. При неправильном хранении холста на полотне образуются вмятины. Такое бывает, когда на материал опирается подрамник меньшего размера своим углом.

Усиливать натяжку холста не следует.

Ситуацию можно спасти простым смачиванием холста водой из пульверизатора. Останется только дождаться, когда холст высохнет.

При выборе холста обязательно проверяется качество волокон. На них не должно быть узлов и прочих ткацких дефектов. Такие дефекты даже после грунтовки могут портить слой краски и разрушать его.

Если вы приобретаете грунтованный холст, убедитесь в том, что он прогрунтован равномерно, даже по краям.

Именно от-за отсутствия грунта по краям краска начинает подниматься и быстро отваливается.

Пейзажи лучше рисовать на холсте с натуральным оттенком грунтовки (от бежевого до коричневого). С крупнозернистыми холстами без должного опыта работать сложно. Ячейки необхиомо прогрунтовать так, чтобы все пустоты закрылись.

Определенные требования предъявляются и к подрамнику. Для холстов, ширина которых в большей части не превышает 50 см, должен быть подрамник, состоящий из реек толщиной около 4 см.

При больших размерах полотна ширина рамки должна быть не менее 5,5 см. Работы крупных форматов выполняются на подрамнике, усиленном поперечными рейками. Как можно догадаться из вышесказанного, предпочтение лучше отдать модульному подрамнику. В полный комплект должны входить специальные клинья для регулировки реек.

Источник