Меню

Как протравить ткань квасцами

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • рукоделие (560)
  • валяние из шерсти (231)
  • декупаж (77)
  • материалы для поделок (23)
  • тех.помощь (20)
  • витраж, роспись по стеклу (18)
  • шьем легко (15)
  • шьем детям (13)
  • бохо (10)
  • Зарабатываем на хобби (10)
  • вышивка (10)
  • красота из КОЖИ (9)
  • бисер (9)
  • декоративные пуговицы (8)
  • тильда (8)
  • маленьким модницам (7)
  • аксессуары (4)
  • букеты из конфет (3)
  • подарки (2)
  • платья, халаты (1)
  • из макаронных изделий (1)
  • вязание крючком (259)
  • ирландское кружево (77)
  • техника вязания, мотивы, схемы (55)
  • ангелы, снежинки (24)
  • салфетки крючком (10)
  • топы, жакеты, кардиганы крючком (10)
  • цветы крючком (10)
  • шали, косынки (9)
  • кайма крючком (9)
  • фриформ (8)
  • тапочки, пинетки, носочки крючком (8)
  • шапки, шапочки, береты, шарфы (7)
  • крючок + ткань (7)
  • коврики, пледы и т.п. (6)
  • жилет крючком (6)
  • маленьким модницам (2)
  • АМИГУРУМИ (1)
  • шляпки, панамки (1)
  • на кухне (259)
  • салаты (20)
  • соленья, заготовки (15)
  • блинчики, оладушки (8)
  • рыба (8)
  • торты (7)
  • интересная выпечка (7)
  • в помощь по хозяйству (7)
  • МУЛЬТИВАРКА (6)
  • алкоголь (6)
  • гарниры (5)
  • приправы, соусы (5)
  • интерьер кухни (5)
  • мясо (5)
  • к чаю (5)
  • курица (4)
  • супы (4)
  • украшаем блюда (3)
  • пироги (2)
  • вязание на спицах (162)
  • шапки, береты, шарфы (23)
  • шали, палантины спицами (16)
  • техника вязания, схемы (10)
  • детские шапочки, береты (9)
  • топы,жакеты, кардиганы спицами (4)
  • снуд (3)
  • чтение схем (в т.ч. японских) (3)
  • бактус (2)
  • вязание + мех (2)
  • цветы спицами (2)
  • пинетки, носочки (2)
  • маленьким модницам (1)
  • жаккард (1)
  • салфетки спицами (1)
  • жилет спицами (1)
  • разномысли (78)
  • здоровье (64)
  • аптека (лекарства,травы,народные средства,БАДы) (18)
  • лечим болячки (12)
  • ароматерапия (1)
  • интерьер, архитектура (41)
  • интерьер дачи, загородного дома (4)
  • интерьер спальни (2)
  • интерьер ванной, сан.узла (2)
  • эзотерика, астрология (37)
  • красота спасет мир (36)
  • живопись (15)
  • творение человека (3)
  • чудо природы (2)
  • компьютерная графика (1)
  • вокруг света (33)
  • юмор (29)
  • мой дневник (29)
  • фоны, схемы (7)
  • природа (23)
  • цветы (3)
  • Жизнь, как она есть. (20)
  • Кому на Руси жить хорошо? (..и это всё о нас..) (5)
  • жизнь в СССР (2)
  • настоящая любовь (1)
  • интересное искусство (17)
  • сад, огород (16)
  • цветы в саду (4)
  • комнатные, домашние цветочки (3)
  • религия (14)
  • иконы (5)
  • храмы (3)
  • молитвы (2)
  • животные (14)
  • мой ПК (13)
  • ФОТОграфия (1)
  • детский уголок (12)
  • игры (2)
  • стихи (1)
  • игры, гадания, тесты (12)
  • видео (11)
  • невероятное (2)
  • мультфильмы (2)
  • мелодрама (1)
  • Интересное о разном (9)
  • заработок в интернете (7)
  • грамота (6)
  • уроки красоты (5)
  • косметические средства (3)
  • секс (4)
  • музыка (4)
  • массовик-затейник (3)
  • приколы, фокусы (2)
  • знаменитости (3)
  • Авто (2)
  • диабет (2)
  • кино (2)
  • Вечное (1)
  • Высоцкий В.С. (1)

Музыка

Ссылки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Правила крашения тканей (шерсти). Протравливание.

Для окраски тканей, шерсти, пряжи можно воспользоваться природными средствами.

Прекрасные результаты, особенно при тональном окрашивании, дает использование и таких растений, как резеда, крушина, ромашка, чай, почки тополя, кора березы, черемухи, ольхи, корень барбариса, цветы чебреца. Основные условия и правила окрашивания такие же, как при использовании химических красителей.

Отличие состоит лишь в способах приготовления растворов красителя и в дополнительных, в данном случае обязательных операций приготовления растворов протрав и протравливания окрашиваемого сырья (ткань, шерсть). Воду для растворов берите мягкую: дождевую или смягченную кальцинированной содой.

Приготовление красильных растворов.

Красители можно получить из веток, листьев, плодов, кожуры, коры и корней растений. Используют как свежие растения, так и высушенные. При окраске свежими растениями получаются более яркие и интенсивные тона, но обычно менее светостойкие.

Оттенок красителя зависит и от времени сбора растений. Листья собирайте в первой декаде июня (молодые листочки дают более интенсивные оттенки), цветы — только что раскрывшиеся, кору — весной, когда она легко отделяется, корни — или до цветения, или осенью. Листья, стебли, корни, цветы, плоды, шишки и кору предварительно вымачивайте в мягкой холодной воде в течение 12 часов. На каждые 100 г травы берите примерно 1 л воды.

После этого растения в той же воде доведите до кипения и выдерживайте на слабом огне («томите»), но не кипятите. Цветы и травы «томите» 30 минут, кору, стебли, скорлупу ореха, корни — 2—4 часа. Дольше экстрагировать красители из растений не рекомендуется, так как цвет отвара станет бурее.

Читайте также:  Как размягчить накрахмаленную ткань

После этого отвар слейте в другую посуду, процеживая его, а растения снова залейте водой, чтобы получить 2-й отвар. «Томите» травы и кору около 30 минут. Процедите 2-й отвар в ту же посуду, что и 1-й.

Затем готовьте так называемую красильную ванну, то есть добавьте в полученный отвар необходимое количество смягченной воды из расчета: на 100 г пряжи около 4 л красильного раствора.

Приготовление растворов протрав.

Крашение пряжи растительными красителями невозможно без обработки волокон солями металлов, которая называется протравливанием.

В качестве протрав используются: алюмокалиевые квасцы, сернокислое железо (окисное и закисное), сернокислая медь, сернокислый цинк, хромокалиевые квасцы, хромпик (натриевый или калиевый), двухлористое олово.

Раствор протравы делайте из расчета 10 г на 1 л воды (1%-ный).

Протравливание проводите и большом количестве раствора: на 100 г пряжи — 3 л раствора. Сначала 30 г соли металла растворите в небольшом количестве горячей воды (60°С), процедите, вылейте в посуду для крашения, затем доведите объем раствора до 3 л. Отжимать пряжу но время протравки или после нее не рекомендуется, иначе окраска будет неровной. Существуют и природные протравы, например натуральная муравьиная кислота, рассол квашеной капусты, соль, уксус, березовая зола.

Предварительная протравка ткани (шерсти, пряжи).

Приготовьте 1%-ный раствор протравы, опустите в него чистую мокрую пряжу и выдерживайте ее при 60°С в течение 25 минут. Затем выньте ее из раствора, дайте ему стечь, переложите в отвар красителя и «томите» 30 минут при 90°С. Одновременная протравка. Приготовленный раствор протравы вылейте в отвар красителя, опустите в него чистую мокрую пряжу и «томите» 30—-40 минут при 60°С.

Последующая протравка — крашение.

Сначала «томите» пряжу в растворе красителя 30 минут, затем переложите в раствор протравы и выдержите 25 минут при 60°С. Различные способы протравливания оказывают влияние на опенок цвета — при предварительной протравке отгенок пряжи получается более темным, интенсивным.

Окрашенную пряжу можно прополоскать сразу после крашения, а можно оставить ее в растворе до полного охлаждения и затем прополоскать в теплой воде с добавлением небольшого количества столового уксуса (1 столовая ложка на 10 л воды). Затем отожмите пряжу и повесьте на палку сушиться.

При окрашивании пряжи растениями интенсивнее окрашиваются белковые волокна шелка и шерсти, слабее — хлопчатобумажные и льняные. При окрашивании хлопка и льна делайте более концентрированные растворы красителя или повторяйте окрашивание несколько раз.

Экспериментируя с растворами разной насыщенности и разными протравами, можно получить самые разнообразные оттенки.

Примеры окрашивания.

Для окрашивания ткани в желтый цвет приготовьте раствор из 500 г свежих листьев березы, которые нужно прокипятить в 3—4 л воды около 1 часа.
Ткань (по весу примерно 100 г) прокипятите 30 минут в растворе 4—5 г хромокалиевых квасцов в 2 л воды. Процедите через марлю красящий раствор и окрашивайте в нем пряжу при 90°С в течение 1 часа, затем прополощите сначала в теплой, а затем в холодной воде.

В бежевый цвет пряжу можно окрасить крапивой.
Опустите 100 г пряжи в раствор 4 г хромокалиевых квасцов в 2 л воды и кипятите 30 минут. Отдельно прокипятите 500 г листьев сухой крапивы в 3 л дождевой воды в течение 3—4 часов. Отвар процедите и «томите» в нем пряжу на слабом огне в течение 1 часа. Для тонального окрашивания замочите 150 г пижмы в 2 л холодной воды на 12 часов. Доведите ее до кипения и «томите» на слабом огне 30—40 минут, процедите. Жмыхи залейте небольшим количеством воды и «томите» 15 минут. Процедите и соедините оба отвара. Доведите количество воды до 3 л. Разделите 100 г шерстяной пряжи на 8 небольших пасм. Каждую легко перенижите в 2—3 местах хлопчатобумажной нитью. Чистую мокрую пряжу (все 8 пасм) опустите в отвар пижмы и «томите» И) минут. Затем приготовьте растворы следующих протрав: алюмокалиевые квасцы, сернокислая медь, сернокислый цинк, двухлористое олово, хромокалиевые квасцы, бихромат калия, сернокислое железо (0,1%-ный раствор), железоаммониевые квасцы (0,1%-ный раствор). Каждую из пасм протравите в отдельном растворе, то есть выдержите 25 минут при 60°С. Затем прополощите (можно с добавлением уксуса для оживления цвета).

Читайте также:  Как называется процесс улучшения внешнего вида качество ткани

Таким образом можно покрасить любое хлопковое, льняное, шерстяное, шелковое или вискозное волокно.

Процитировано 14 раз
Понравилось: 1 пользователю

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Женские модели (339)
  • платья, туники, сарафаны (86)
  • Кофточки, блузы,кардиганы (83)
  • пальто, шазюбль (47)
  • Юбки (45)
  • Азиатские модели (41)
  • Ирландское кружево (25)
  • Накидки, пончо (16)
  • Костюмы, комплекты (13)
  • Маечки, топы (8)
  • Головные уборы (5)
  • Аксессуары, сумочки, ремни (2)
  • Журналы (178)
  • Всякие нужности и полезности (69)
  • ДОСУГ,КИНО, КНИГИ (14)
  • Узоры спицами (32)
  • Мастер классы от мастеров (29)
  • ДЛЯ ДЕТОК (28)
  • Мои работы (26)
  • Жаккардовое вязание (23)
  • ВАЛЯНИЕ (23)
  • Машинное вязание (21)
  • филеечка (15)
  • Узоры крючком (15)
  • ТУНИССКОЕ ВЯЗАНИЕ (6)
  • ШЕТЛАНД (5)
  • шитье, выкройки (4)
  • Фри Форм (4)
  • КУЛИНАРИЯ (3)
  • выпечка (1)
  • Личное (3)
  • Аудиокниги (1)
  • Планета ЗЕМЛЯ (1)
  • Вязание с бисером (1)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Натуральные красители – теория. Ч. 1. Протравы и Квасцевание

Натуральные красители – теория. Ч. 1. Протравы и Квасцевание.

Долго искала и все-таки нашла про все эти квасцы и протравы. Очень рада и благодарна Ксюше Семенча за статью!

источник

Натуральные красители – теория. Ч. 1. Протравы и Квасцевание.

В ожидании лета, с его травкой, цветочками, а значит и обилием сырья для красильных экспериментов, приблизимся к искусству натурального крашения.

Сразу, когда рождается обсуждение натуральных красителей, возникает вопрос о стойкости такого крашения. Именно поэтому я решила рассказать о теории протравливания, то есть закрепления окраски на материале.

Только некоторая часть натуральных красителей может стойко окрашивать волокна без дополнительного воздействия, то есть без протравы. БОльшая часть растений красит с протравами или иным воздействием.

По технологии крашения, то есть способу взаимодействия с волокнами, природные красители делятся на:

— прямые – то есть могут красить без протрав,

— кислотные – окрашивающие преимущественно шерсть и шелк при изменении pH красящего раствора,

ПРОТРАВА (от травить) — обобщающее название различных химических веществ, которые используют для обработки поверхности изделия. В крашении тканей и выделке кож процесс протравливание называют так же квасцеванием.

КВАСЦЫ— кристаллогидратыдвойных сернокислых солей содержат в своем составе катионы различных металлов, Na+, К+, Al3+, Cr3+, Fe3+ и др. Квасцы применяют как дубящее средство в кожевенной и фото- промышленности, как протраву при крашении тканей наружно как кровоостанавливающее и прижигающее средство и в растворах в качестве вяжущего средства — для полосканий, промываний, примочек, спринцеваний, как дезодоранты.

Цели использования квасцов в крашении:

1) Для закрепления цвета, то есть без квасцов этот краситель/растение не дает стойкого цвета.

— на этой фото толокнянка и кора тополя с алюмокалиевыми (салатовые цвета), и железным купоросом (зеленые цвета). Без квасцов цвета практически нет.

2) Для получение дополнительных или иных оттенков цветов, то есть растение краситель красит материалы и без квасцов, но с квасцами можно получить новые варианты цвета.

— аптечная марена, протравленная алюмокалиевыми квасцами, медным купоросом, железным купоросом и смесью квасцов, шелк.

— дуб с железным купоросом или водой, настоянной на ржавых гвоздях, шелк.

3) Для повышения насыщенности цвета того же оттенка, то есть для экономии красящего вещества.

Как пример — крушина с медным купоросом. Цвет от купороса становится более насыщенным.

Подавляющее большинство (но не все) природные красители не взаимодействуют с белковыми (шелк и шерсть), а так же целлюлозными волокнами (лен, хлопок, вискоза, конопля, джут и т.д.), то есть непосредственно не окрашивает волокна.

Однако, эти красители могут связываться с активными группами волокна при помощи посредников – катионов металлов. В молекулах большинства природных красителей содержатся фрагменты, способные к образованию прочных соединений (хелатных комплексов) с катионам металлов. В молекулах волокон так же содержатся группы, способные к стойкой реакции с катионами металлов. Поэтому большинство природных красителей может окрашивать волокна, предварительно обработанные солями металлов (Al — алюминий, Ca-кальций , Sn — олово , Cu — медь, Cr — хром, Fe — железо и другие), за счет образования «лака» — прочного, не растворимого в воде комплекса «краситель – катион металла — волокно».

Читайте также:  Оверлок петли выступают за край ткани

Такие красители называются протравными, а соли металлов – протравами.

Чтобы увеличить волокне число групп, способных к комплексообразованию с металлами, то есть усилить цвет и прочность окрашивания– волокна помимо обработки солями металлов обрабатывают в качестве дополнительной протравы солями виннокаменной кислоты (винный камень), или дубильными веществами. (Это не обязательно.)

Протравные красители дают наиболее светопрочные, устойчивые к стирке окраски.

Цветовые характеристики окрашенных волокон при протравном крашении зависят:

— так же от протравного катиона, (то есть с разными протравами будут получаться разные оттенки и даже цвета при неизменном красителе),

— присутствия посторонних или дополнительных катионов и дубильных веществ, (то есть квасцы можно смешивать в разных сочетаниях и разных пропорциях, и будут получаться разные оттенки одного цвета или даже разные цвета при использовании одного и того же красителя),

— pH раствора – при разном pH – разные оттенки или цвета,

— температуры крашения — — при разной температуре могут быть разные оттенки или разные цвета,

И множества других факторов.

Чтобы получить нужный оттенок, иногда волокно красили в течение нескольких недель месяцев.

Что же следует из описанной информации? Мы можем ответить на вопрос, можно ли обойтись без квасцов.

Итак, почти всем красящим растениям для того, чтобы накрепко закрепится на волокне, нужен катион того или иного тот или иной металла. То есть обойтись без процедуры квасцевания нельзя.

Но, спросите вы, как же тогда наши предки обходились без квасцов!

Да, наши предки обходились без квасцов, но квасцевание материалов они проводили.

Мы склонны преуменьшать возможности и достижения людей прошлых эпох. По клинописным табличкам, найденным в Месопотамии, расшифрованы красители и рецептуры, относящиеся как минимум ко II веку до н.э. Уже тогда в качестве протрав использовались алюминиевые квасцы (извлекаемые из глинозема), и сульфат железа. Медные, свинцовые, оловянные протравы вошли в практику уже во второй половине I тысячелетия.

Конечно, протравы древности были не такими химически чистыми, как произведенные в наше время, однако они были.

В регионах, которых не было возможности добывать например алюмокалиевые квасцы, в частности на Руси, использовали отвары и настои растений, в частности плауны, для окраски мареной иди подмаренником. Плауны, как и некоторые другие лишайники, накапливают сульфат и тартрат алюминия. Так же использовались настои ржавых металлических элементов, гвоздей, железяк, медную посуду, создавали кислые среды квасом или капустным рассолом, кислыми листьями растений. Использовали растения-дубители, например отвар желудей, в качестве протравы.

— для получения стойкой окраски большинству природных красителей нужна протрава – катион металла, изменение pH среды (кислая или щелочная среда).

— протравы могут быть мхи (плаун занесен в Красную Книгу), листья чая, сок лимона, сок щавеля или ревеня, отвар коры дуба и желудей, хлебный квас, рассол квашеной капусты; вода на настоянных ржавых гвоздях, использование при крашении медной посуды, ржавой железной, алюминиевой посуды.

— так же это могут быть стандартные химические вещества, покупаемые в магазинах хим-товаров, в магазинах «все для сада» (например медный и железный купорос); в продуктовых отделах – пищевая сода, уксусная кислота или лимоны; в отделах бытовой химии – каустическая и кальцинированная сода.

— разные протравы и изменение кислотности среды обычно дают разные оттенки цвета или даже разные цвета при одном и том же красителе.

— использование «подручных» средств протравливания дает менее предсказуемый результат крашения, удлиняя процесс окрашивания. Процесс крашения в чем-то становится более творческим, однако результат будет практически не повторим.

— если использование протрав и подкислителей/щелочей из природы удлинит крашение на 2-3 дня, то использование медной или алюминиевой посуды вместо протравы удлинит время окрашивания на недели и месяцы.

— Есть известные Мастера, например Индия Флинт, и другие, которые красят натуральными красителями не применяя никаких химически произведенных протрав и закрепителей, и используя только кислые растения, природные щелочи, и различные железяки. Однако они не скрывают, что процесс покраски может занимать до 2-3 месяцев.

В следующих пубикациях я рассмотрю основные мифы и легенды, или стереатипы и заблуждения натурального крашения, а так же перечень основных красильных растений, которые можно вырастить самостоятельно.

Источник