Меню

Как готовят ткань для росписи 6 класс ответы технология

Подготовка ткани к росписи

Перед тем, как натягивать ткань на раму, ткань необходимо замочить в теплой воде. Это делается для того, чтобы смыть фабричную пропитку ткани.

Натяжение ткани на раму

От натяжения ткани на раму во многом зависит качество работы. Ткань натягивается, начиная от струбцины, лицевой стороной вверх. Растягивать ее нужно очень аккуратно, чтобы не оставить на ткани затяжки и не порвать ее. Ткань необходимо натягивать как можно лучше, чтобы при росписи изделия красителями, ткань не провисала и не касалась стола.

Работа в смешанной технике (Горячий батик с элементами холодного батика »)

Горячий батик. В основе горячего батика лежит принцип горячего резервирования. В горячем батике различают два основных способа – простой и сложный батик. Простой батик – это когда работа выполняется в одно перекрытие воском. Резервировать воском можно как белую, так и тонированную ткань. После снятия воска с ткани остаётся светлый рисунок на темном фоне. Сложный батик – это когда роспись выполняется в несколько перекрытий. Изделие получается многослойным, от самых светлых оттенков до самых темных. Для росписи в этой технике, используется ингалятор «ромашка», в который кладётся вощина и парафин (пропорция 1:2). После полного расплавления воска, он наносится на ткань при помощи кистей в запланированных местах. Роспись начинается с более светлых тонов и заканчивается более темными, а в некоторых зарезервированных участках красители наносятся в соответствии с эскизом, живописными мазками. После каждого окрашивания необходимо хорошо просушить работу, так как если нанести воск на влажную ткань он плохо пропитает ее и под него затечет краситель, оставляя некрасивые ореолы. Как только работа окончательно высохла, снова наносим воск в необходимых местах и окрашиваем ткань более темный цветом. В работе можно делать 3 – 4 перекрытия воском и цветом. Я работала в технике простого батика. Эта работа мне далась легче остальных, мне попался простой , незамысловатый рисунок.

Удаление воска с изделия

Готовую работу снимают с рамы. Для удаления воска с ткани необходимы утюг и газеты. Расстелив газеты на столе, сверху кладётся изделие, на него слой газет. Хорошо разогретым утюгом проглаживаем изделие, в процессе меняя газеты. Отглаживать нужно до тех пор, пока на газетах не перестанет образовываться жирный ореол. Жир, который не удаляется при отглаживании, сойдет во время запаривания.

Холодный батик. На первом этапе работы используются красители тонирования ткани. Берутся несколько цветов для того, чтобы добиться плавных переходов из оттенка в оттенок. После высыхания ткани можно начинать работать резервирующим составом. К ткани булавками прикрепляется техническая калька, выполненная в размер будущего изделия. Затем в стеклянную трубочку при помощи спринцовки набирается резервирующий состав. Следует удалить излишки состава с носика трубочки при помощи салфетки. Носик трубочки опускается на ткань под углом 90 градусов и обводятся контуры рисунка. Линия ведётся медленно и четко, избегая образования капель и повторяя контуры, нарисованные на кальке. Также нужно следить за тем, чтобы не размазывать уже наведенную линию рукой, поэтому работу лучше выполнять слева направо. После окончания работы с резервирующим составом, промываем трубочку бензином, при помощи спринцовки втягиваем и выдуваем необходимое количество бензина, и так несколько раз. Для приготовления цветного резервирующего состава необходимо взять предварительно обезжиренную масляную краску. (Нужное количество масляной краски нужно положить на газету или другую бумагу и оставить на несколько часов в теплом месте, чтобы из неё вышел жир). Затем готовая краска смешивается с бесцветным резервирующим составом фирмы «гамма». Резервирующий состав, нанесенный на ткань, должен сохнуть 24 часа. Затем можно начинать работать красителями.Работа начинается с более светлых тонов и заканчивается более темными, а в некоторых зарезервированных участках красители наносятся в соответствии с эскизом, живописными мазками.

Читайте также:  Как горит сатин ткань

Закрепление красителей

Для закрепления красителя, необходимо запаривание. Перед запариванием изделия, каждый слой ткани прокладывается газетой, сворачивается в тугую трубу и складывается, затем перетягивается веревкой. Для запаривания нужна большая кастрюля, чтобы сверток с изделием разместился в ней, не касаясь дна и стенок. От одного края к другому натягивается веревка. На нее подвешивается сверток. На дно кастрюли кладут камни, для того, чтобы при кипении вода не брызгалась и капли не попали на сверток с изделием. Воды наливаютнемного. Затем кастрюля накрывается подушкой, чтобы она впитывала влагу, предотвращая образование и выпадения конденсата. Запаривание длится 40 – 50 минут после закипания воды.

Снятие излишек красителя с изделия

После запаривания ткань полощется в теплой воде с добавлением уксуса. При промывке с ткани сходят излишки краски, ткань становится более мягкой. Подсушенное изделие утюжится.

Источник

Ручная роспись тканей

Урок 20. Технология 7 класс (девочки) ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Ручная роспись тканей»

Ручная роспись тканей — вид декоративно-прикладного искусства, который имеет ещё одно название — батик. (Batik — индонезийское слово и в переводе означает ba- — «ткань», -tik — «точка» или «капля».)

Техника батика основана на том, что некоторые вещества при нанесении их на ткань не пропускают через себя краску. Такими веществами являются воск, парафин, резиновый клей.

Это явление называется резервирование. Материалом для батика традиционно служили натуральные ткани — хлопок и шёлк. С появлением химических волокон выбор тканей для батика расширился. Краски для росписи ткани — это анилиновые красители (краски).

Подготовка ткани к росписи.

Ткань, предназначенную для работы, предварительно стирают для удаления подкрахмаливающих веществ, сушат, утюжат, натягивают на подрамник строго по долевым и поперечным нитям и закрепляют с изнаночной стороны по периметру кнопками или степлером. Для небольших работ можно воспользоваться обычными вышивальными пяльцами. Рисунок на ткань можно наносить простым карандашом. Хорошо использовать фломастер-фантом, следы которого со временем исчезают с ткани. Художники подкладывают под ткань рисунок, выполненный на бумаге, контуры которого обведены фломастером. Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Они различаются способом резервирования ткани. Горячий батик.

В горячем батике в качестве резерва используется воск или парафин. Резерв наносится на ткань в горячем (расплавленном) виде с помощью специальных инструментов — чантинга и кистей различной величины и формы.

В первую очередь покрывают воском те места, которые должны остаться белыми. После застывания резерва ткань окрашивают в первый, самый светлый цвет. Затем резервируют участки рисунка, которые должны сохранить этот цвет, и окрашивают ткань повторно в более тёмный цвет. Таким образом, эффект росписи достигается благодаря резервированию участков рисунка и послойному нанесению краски.

После окончания работы нужно освободить ткань от воска. Для этого её укладывают между слоями газетной бумаги и проглаживают утюгом. В горячем батике часто используют декоративный эффект, который называется кракле (кракелюры).

Это трещинки и прожилки, которые сначала считались браком в работе, а сейчас этот эффект выполняют специально. Чтобы получить кракле, нужно поломать в руках восковой слой, нанесённый на ткань, а затем нанести на него краску. Краска затечёт в образовавшиеся трещинки и образует своеобразный узор. Если кисть с горячим воском держать над работой и ударять по ней так, чтобы летели брызги, получим эффект набрызг.

Читайте также:  Анализ урока по работе с тканью

Холодный батик. В холодном батике резервом является специальная густая бесцветная (или цветная) масса на основе резинового клея. Резерв наносят специальным инструментом — стеклянной трубочкой с резервуаром либо используют резервы во флаконах, которые оснащены удлинённым наконечником. Резервом обводят контуры рисунка так, чтобы они были замкнутыми. Любой просвет в контуре приведёт к браку: краска протечёт на соседний участок и исправить ошибку почти невозможно.

После того как резерв высохнет, можно приступать к окрашиванию отдельных участков рисунка. Особого декоративного эффекта можно достичь росписью по сырой ткани. Для этого участок увлажняют чистой водой и наносят краски так, чтобы они, расплываясь по ткани, смешивались и перетекали друг в друга.

Интересный декоративный эффект даёт использование в холодном бантике соли.

По сырой поверхности ткани раскладывают кристаллы мочевины (удобрение). Каждый кристалл впитает в себя часть краски из окружающей его ткани, и на этом месте образуется высветленный участок. Узелковый батик. В узелковом батике определённые области ткани резервируются от попадания краски посредством завязывания узелков, складывания или зашивания частей ткани.

После этого ткань (или изделие) опускают в подготовленный раствор красителя, выдерживают определённое время в кипящем красителе и полощут в тёплой воде до тех пор, пока она не станет светлой, развязывают узлы и полощут в холодной воде с добавлением уксуса. Можно окрасить часть изделия, подвесив его над ёмкостью с красителем. Свободная роспись. Ткань, предназначенную для свободной росписи (шёлк и синтетические ткани), грунтуют солевым раствором, желатином или крахмалом. Затем по сухой ткани приступают к росписи анилиновыми красками свободными мазками, без предварительных эскизов. При свободной росписи не обязательно использовать резервирующий состав. Хотя резерв в таком виде техники позволяет добиваться интересных эффектов.

Художник росписи по ткани хорошо знает законы композиции и цветоведения, выполняет эскизы для росписи, готовит материалы и выполняет художественную роспись текстильных изделий с использованием различных техник и приёмов.

Источник

Конспект на тему:»Батик» по технологии 6 класс.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

,,Свободная роспись по ткани’’.

Познакомить учащихся с техникой росписи ткани – батиком, с его возникновением, технологией изготовления.

Научить расписывать ткань в технике холодного батика.

Развивать фантазию, эстетический вкус, творческие способности.

Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Демонстрации и наглядные пособия:

Специализированная литература, видеофильм, ноутбук, монитор, выставка панно.

Пяльцы, ткань с рисунком и нанесенным резервом, краски акриловые и анилиновые, кисти, тампоны ватные, ушные палочки, рамка, утюг, фартуки.

Изобразительное искусство, МХК.

Форма работы : индивидуальная.

Ознакомление с темой урока.

Ознакомительный материал из истории возникновения батика.

Запись материала в тетрадь.

Ознакомительный материал по технологии изготовления батика.

Видеофильм ,,Узелковый и холодный батик”.

Практическая работа: Изготовление панно в технике холодного батика.

Тема нашего урока: «Свободная роспись ткани».

Сегодня мы познакомимся с историей возникновения ручной росписи по ткани, с видами этой росписи и попробуем сами сделать панно в технике холодного батика.

Откройте ваши тетради и запишите тему урока (Учащиеся записывают тему урока).

Читайте также:  Как быстро электролит разъедает ткань

О батике — художественной росписи ткани трудно рассказать на словах.

Невозможно передать трепет красочного слоя, переливы ткани, изысканность рисунка и то волнение, которое испытываешь, разворачивая запаренное изделие.

Батик — индонезийское слово, в переводе означает — «капля воска” или ,,рисование горячим воском’’. Я дала Вам опережающее задание , чтобы Вы нашли материалы об истории возникновения батика. Давайте послушаем.

Сообщение учащейся об истории возникновения батика.

Запись материала в тетрадь.

Давайте откроем тетради и запишем определение, виды батика и материалы и инструменты, которые используются при изготовлении батика.

Батик – ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.

Виды батика

Ткань (шелк, х/б, шерсть, синтетика)

Краски: анилиновые или акриловые.

5. Учитель: Чем же отличаются виды батика? А различаются они своей технологией изготовления.

А) Для того, чтобы сделать свободную роспись надо грунтовать ткань. Сама техника напоминает живопись. Это делается для того, чтобы краски не растекались по ткани. Для грунтовки ткани используют желатин, солевой раствор, отвар из рисовой муки с добавлением желатина, крахмал. После того как загрунтованная ткань высохла, ее начинают расписывать.

Б) В технике холодного батика в качестве резерва используют резервирующую жидкость, состоящую из бензина, резинового клея, парафина.

Резерв нужен для того, чтобы краски между собой не смешивались. Резерв помещают в стеклянную трубочку – резервуар. И наносят контур рисунка на ткань загнутым концом трубочки. Контуры, сделанные резервом должны быть замкнутыми, чтобы краска не затекала за рисунок. Затем резерв сохнет в течение 40 мин., после чего ткань можно расписывать красками. После того как все краски нанесены, ткань нужно запарить в автоклаве, а в домашних условиях в кастрюле. Техника запаривания сложна, а результат запаривания неизвестен.

В) Горячий батик: в качестве резерва используют горячий воск. Его наносят на ткань в качестве контура или покрытия отдельных участков. По окончании росписи резерв удаляется с помощью утюга.

Г) О технике узелкового батика я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофильм.

6. Просмотр видеофильма ,,Узелковый и холодный батик”.

Д) Техника Сибори отличается от узелкового батика тем, что изделие или ткань складывают особым образом, а потом производят окрашивание. После окрашивания ткани в любой из данных техник производят запаривание ткани. Если изделие не требует стирки, можно вместо запаривания прогладить утюгом через рыхлую бумагу.

Учитель: Итак, я познакомила вас с разными техниками изготовления батика, а теперь мы переходим к практической работе.

2.Подбор материалов и инструментов.

3. Инструктаж по охране труда, при работе с резервом, красителями, утюгом.

* У вас на столах находятся краски, кисти, ватные палочки и ткань, запяленная в пяльцы. На ней уже нанесен рисунок, который обработан резервом по контору.

* Вам остается лишь аккуратно раскрасить рисунок, но прежде чем мы приступим к работе, я расскажу вам о правилах безопасности.

* Контур рисунка мы наносили резервом, который находится в стеклянной трубочке, ей нужно пользоваться осторожно, не нажимать на нее, т.к. она может лопнуть от нажима. Резерв изготовлен на основе бензина, резинового клея, парафина, поэтому работу нужно производить вдали от огня, в хорошо проветриваемом помещении.

* Промывают резервуар уайтспиритом, поэтому работу нужно производить вдали от огня, в хорошо проветриваемом помещении.

* А теперь давайте приступим к работе.

* Выполнение практической работы учащимися.

Учитель: Практическая работа закончена. Нам остается просушить роспись, прогладить ее утюгом и оформить ее в рамку.

Данное изделие может стать хорошим подарком к праздникам.

Источник