Меню

Арабский шелк что за ткань

Шелковые ткани: виды, их свойства и правильный уход

Шелк — ткань природного происхождения, которую получают из кокона куколки тутового шелкопряда. Считается, что производство началось много лет до нашей эры, в Китае, и долгое время было секретом. Тонкая шелковая ткань очень приятна к телу.

Химические и физические свойства шелковых тканей

Состав шелка

Шелк — это прочная и мягкая ткань, в которую входит фиброин, сироцин, жировые и восковые компоненты, аминокислоты, натрий и калий.

Утверждают, что шелкопряд — это второе по важности насекомое для человека, после пчелы. Тутовых мохнатых разводят в домашних условиях. Уже сформировавшиеся коконы обдают кипятком: куколку омертвляют, а липкие вещества растворятся. Остаётся тонкая жёсткая нить.

Для производства искусственной ткани добавляют вискозные нити.

Свойства шелка

Как и любая другая ткань, шелк имеет положительные и отрицательные стороны.

К плюсам относят:

— отлично пропускает воздух;

— не переносит высоких температур;

Характеристики ткани

Шелк так понравился человечеству, что его начали производить синтетическим путем.

Натуральную материю можно встретить 2 сортов: тусса и малбери.

В зависимости от вида волокон, способа плетения нитей и свойств разделяют: креповые ткани — жоржет и шифон, полу креповые — сатин, плотные — жаккард, ворсовые — бархат.

Натуральным цветом шелка есть белый и кремовый. Все остальные оттенки материи производят с помощью красок.

Вещи из шелка смотрятся шикарно.

Виды шелка

Шелковый батист

Всего 3% шелка содержится в составе этой материи. Полотняное переплетение нитей создаёт тонкую полупрозрачную ткань.

Из батиста шьют постельное белье, предметы декора, но особенно элегантно будет выглядеть длинное платье в пол.

Органза

Этот вид прозрачной шелковой ткани отличается особенным блеском, жёсткостью. На ней идеально ложатся рисунки и вышивки. Она бывает матовой или глянцевой.

Чаще всего используется для шитья свадебных нарядов, костюмов для восточных танцев, гардин.

Атлас

С помощью технологий, атлас имеет 2 разных стороны: лицевая — глянцевый вид, а вторая — матовая. Такой эффект создаёт особое плетение. Отличается плотностью и гладкостью.

Ткань атлас используется для создания юбок, зонтов, спальных рубашек, подкладок, штор, галстуков.

Шелк-сатин

Ткань сатин — один из видов атласа. Производится с добавлением хлопка. Часто используется для печати узора, иногда даже с двух сторон.

Материал имеет глянцевый блеск и используется для пошива платьем, блузок и мужских рубашек.

Поперечное скручивание нитей придает материи мягкость и шероховатость, похожую на песок.

Креп — это плотный шелк, с красивыми волнами. Не мнется и замечательно драпируется.

Газ (иллюзион, рис, марабу, кристалл)

У этого вида ткани особое плетение: при пересечении 2 основ с нитью утка не происходит уплотнения, что придает материалу нежность и полупрозрачность. Газ очень мягкий и воздушный.

Газ-иллюзион — больше напоминает паутину и производится из самой тонкой нити пряжи. Используется для лёгких отделок свадебных аксессуаров, лёгких шарфов, штор.

Полотняное рисовое плетение шелка сырца сотворит лёгкую прозрачную ткань — газ-рис. Она немного шершавая, благодаря необычному переплету.

Газ-марабу производится за счёт тугого скручивания нитей. Он жёсткий и имеет золотистый оттенок.

Газ-кристалл на вид, как драгоценный камень. Поверхность материала переливается и ярко блестит. Такой эффект происходит, потому что в плетении задействованы нити разного цвета.

Тафта

Тафта изготовляется с добавлением хлопковых нитей, а так же примесей синтетики.

Благодаря тугому скручиванию нитей отличается особой жёсткостью и плотностью. Хорошо держит форму.

Изделия из такой ткани будут объемными и пышными, за счёт того, что при пошиве образуются складки, поэтому платья в ее исполнении смотрятся особенно нарядно и богато.

Шифон

Шифон — лёгкая матовая ткань, чуть шероховатая. Производится методом скручивания тонких волокон. Имеет воздушный вид, идеально подходит для пошива летних парео. Не растягивается и хорошо драпируется.

Туаль

Полотняное переплетение туали имеет нежный блеск и плотную шёлковую текстуру. Превосходно держит форму, поэтому используется для пошива подкладок.

Одежда из нее, не будет создавать парникового эффекта летом, а при правильно уходе — долговечна.

Читайте также:  Ткань для рыбацкого стула

Крепдешин

Разновидность креповой ткани с плотной структурой и зернистой крученной поверхностью. Обладает способностью облегать фигуру.

Уже несколько столетий — это самый популярный натуральный шелк, вещи из которого мечтает иметь каждая женщина. Материя легко драпируется и летает в свободном покрое, быстро высыхает, эластична.

Кади — это матовая материя, похожа на двойной креп, за счёт многослойной структуры.

По своей фактуре напоминает струящийся водопад: растворят и поглощает свет, немного эластична. Имеет разные стороны: одна из крепа, вторая — сатина или атласа.

Большим преимуществом кади является то, что она не линяет.

Фуляр

Самая тонкая ткань из натурального шелка. Пучки волокон не крутят во время производства, поэтому фуляр — самая мягкая материя. Из нее делают косынки, платки, шарфы.

Дюпон

Дюпон — ткань высокого класса с приглушённым блеском. В основу входит раскрученная нить, а резаная — в качестве уточной. Она одна из самих дорогих тканей.

Из нее шьют эксклюзивные свадебные и вечерние платья. Не менее роскошно смотрится и постельное белье в ее исполнении.

Чесуча

Чесуча — дикий шелк. Изготовляется из нитей разных толщин, поэтому она плотная с небольшим блеском, легко драпируется, не требует особого ухода в эксплуатации.

Чесучовая материя подходит для шитья штор и одежды.

Парча

Парча всегда считалась царской благородной тканью. Такой тяжёлый материал вышивали нитками из драгоценных сплавов.

На сегодняшний день больше используют льняные нити для нанесения рисунка, но есть исключения, где пользуются металлическими витками.

Основные правила ухода за шелком

Искусственный шелк или натуральный, значения не имеет, все эти материи по своему составу и характеристикам требуют особого ухода.

  • Стирать обязательно руками или в машинке в деликатном режиме.

  • Не надо использовать пятновыводители.
  • Во время стирки руками не стоит тереть и мять ткань — текстура шелка может быть нарушена.
  • Полоскать надо в холодной уксусной воде.
  • Выкручивать нельзя! Лучше изделие завернуть в хлопчатое полотенце, чтобы влага в него впиталась.
  • Желательно не сушить в сушилках и на солнце.
  • Утюжить надо с изнанки в деликатном режиме.
  • В особых случаях шелковые вещи лучше отдать в химчистку.

Постельное белье из шелка

Еще несколько столетий назад аристократы готовы были отдать полцарства за постельное белье из шелка. Оно обеспечивает красивый внешний вид и дарит нежность при тактильном контакте. Такой плотный шелк при всей легкости является достаточно плотным и прочным материалом, которому присуща отменная воздухопроницаемость. А это значит, что кожа будет дышать, спящий станет чувствовать себя дискомфортно.

При этом ткань способна впитывать влагу и быстро сохнуть, может поддерживать комфортную температуру тела. Белье такого типа полезно для самочувствия, рекомендуется для людей с особо чувствительной кожей.

Видео о разновидностях шелка помогут визуализировать картинку, при выборе желаемой ткани.

Источник

Облачный текстиль. Об удивительной судьбе иката и абровой ткани

Шелковые ткани ручной работы славятся на весь мир. Иногда их называют икатами, иногда – абровыми тканями. Откуда произошли эти названия и что они на самом деле означают? В чем их отличия? В чем символика узоров? Какое отношение к составу ткани имеют история и религия?

Специально для «Ферганы» на эти и другие вопросы отвечает доктор искусствоведения, профессор, ведущий научный сотрудник Института искусствознания Академии наук Республики Узбекистан Эльмира Гюль.

Особый метод

В целом это ткани, окрашенные методом резерва. Суть метода заключается в поэтапном «резервировании» нитей основы или утка (то есть, обматывании определенных участков в целях предохранения их от окрашивания) с последующим окрашиванием необмотанных участков, еще до того, как нити заправляются в ткацкий стан.

Такой метод был известен с древности в Египте и Китае, Индии и Индонезии, Мексике, Перу и Японии, в Центральной Азии.

Термин икат, применяемый в научной и популярной литературе ко всему корпусу тканей резервного крашения – хлопковых и шелковых — довольно поздний, и не является их самоназванием. Он был предложен нидерландским исследователем Gerret Pieter Rouffaer, изучавшим индонезийские ткани резервного окрашивания, еще в начале ХХ века, и взявшим за основу малайско-индонезийское определение «менгикат», что означает «плести, связать, соединить, обмотать, обвить всё вокруг».

Также термин икат стал использоваться для обозначения готовых декоративных тканей, окрашенных методом резерва, вне зависимости от места их производства. Абровые ткани (от абр — облако, хотя существуют и иные трактовки) — атласы, хан-атласы и прочее — это часть общего корпуса икатов, но они отличаются тем, что при их производстве окрашиваются только нити основы.

Читайте также:  Climalite что за ткань

Однако однообразный способ крашения не помешал им стать лидером в отношении богатства колористических сочетаний и орнаментальных решений, восхищающих весь мир.

Феномен икатов/абровых тканей, в частности, в том, что в истории мировой цивилизации они были не просто текстилем. Если мы обратимся к прошлому, то увидим, что в разные исторические периоды этим тканям выпадала удивительная судьба.

Они были носителем определенных месседжей, средством регулирования социальных, экономических и политических отношений.

До икатов

Хочу напомнить, что до того времени, как средневековый мир увлекся икатами, была другая ткань, не менее знаменитая — шелковый самит, стратегический товар раннего средневековья, символ роскоши и успеха, одинаково любимый на Западе и на Востоке.

Самиты — саржевые ткани с набивным рисунком — производились в Китае, Центральной Азии, Византии, Иране… Торговля самитами и дала название знаменитой торговой трассе — Великому шелковому пути. Исключительная ценность этих тканей сделала их самой ценной международной валютой, не только культурным, но политическим символом эпохи.

Краткая отсылка к шелковым самитам нужна для того, чтобы напомнить: с возникновением ислама производство шелковых самитов на территориях, попавших в круг распространения новой идеологии, вскоре затухает, им на смену приходит икат — ткань резервного крашения.

С чем мы можем связать такую радикальную смену приоритетов? На ум приходит только один фактор — религиозный.

Ислам все изменил

Икаты, производившиеся в арабском мире, были известны как асб и стали носителями новых идей, средством распространения новой эстетики и новой веры – ислама. Здесь мы должны обратить внимание на три фактора.

Арабы предложили миру исключительно хлопковый икат (хотя самые ранние известные образцы, предположительно, из Восточного Туркестана, VI-VII вв., обнаруженные в Наре и ныне хранящиеся в Национальном музее в Токио, были шелковыми).

Выбор материала связан с тем, что арабы были последователями эгалитаризма. Привыкшие к простоте и функциональности во всех сферах жизни, они выступали за социальное равноправие, порицали роскошь, производство и ношение шелковой одежды, использование посуды из драгоценных металлов.

Известно, что сам Пророк запрещал мужчинам носить золотые кольца и браслеты, а также дорогой шелк. Согласно Корану, шелк был дозволен только в качестве награды в горнем мире. Именно поэтому арабские икаты изготавливались исключительно из хлопка.

Второй фактор — декор арабских икатов. Это исключительно абстрактные узоры. Для мусульманского мира абстрактный декор был осознанным выбором, отражением эстетических приоритетов ислама, вдохновленных неизобразимым Богом.

Наконец, третий фактор — надписи. Арабы первыми стали производить икаты с нанесенными на них надписями — тиразы. Каллиграфические строки вышивались, либо наносились на ткань чернилами.

Как известно, каллиграфия обладала сакральным значением в культуре ислама. Как результат, эпиграфический декор подчеркивал высочайший статус тканей этого вида. Не случайно их изготавливали в специализированных мастерских под королевским контролем.

Арабская эпиграфика на тканях, коврах, посуде и стенах зданий знаменовала период, когда ислам завоевал новые территории, представляя коранические постулаты коренным народам и покоряя их мудрыми моральными наставлениями и благожелательными высказываниями.

Даже если надпись нельзя было прочесть, она воспринималась как отсылка к Корану, самому священному объекту для мусульман. Благодаря надписям мы можем рассматривать арабские ткани асб как важные религиозные символы, несущие новые религиозные правила и нормы.

В первые века ислама, когда религия стремилась завоевать сердца и умы людей, текстиль приобрел социальную функцию и стал одним из инструментов приобщения к новой вере.

В коллекции Метрополитен-музея имеется важный фрагмент иката с вышитой куфическим шрифтом надписью «al-mulk lillah» – «Dominion belongs to God». Такие надписи еще раз подчеркивают роль текстиля в выражении и распространении новых религиозных идеалов. Хлопковые ткани асб, потеснившие знаменитые самиты раннего средневековья с зороастрийской тематикой и образами, были выражением религиозного благочестия.

Читайте также:  Названия тканей по французски

Утверждение власти Арабского халифата предопределило популярность икатов во всем исламском мире.

Но все же шелк

Вместе с тем, вы можете возразить, что знаменитые икаты Средней Азии XIX — начала XX — шелковые. Действительно, с распадом Халифата и приходом к власти местных династий шелк вновь появляется в текстильном производстве стран ислама — спрос на предметы роскоши оказался сильнее религиозных убеждений.

Но ограничения в ношении чисто шелковых тканей сохранялись веками. Как упоминал российский ориенталист и дипломат Пётр Демизон, посетивший Бухару в 1834 г., чистый шелк «могли носить только женщины, так как считается, что, если во время молитвы мусульманин будет одет в одежды из чистого шелка, его молитва не дойдет до Аллаха»

В XIX веке появляется ноу хау — полушелковые икаты. Основа этой ткани — хлопок, уток — шелк. Такие ткани наверняка были своего рода компромиссом с совестью, когда человек носил шелк, несмотря на религиозные запреты, но при этом был чист перед Богом, поскольку ткань не была чисто шелковая.

Интересно также, что абровые ткани не были предназначены только для элиты, как шелковые самиты, к примеру, которые носила только знать. Первые были довольно демократичны. Благодаря архивным фотографиям конца XIX – начала ХХ веков, мы можем видеть, что икат носили все — представители разных этнических групп и сословий, бедные и богатые, горожане, сельчане и степняки…

Как ни странно прозвучит, элитарными их сделали уже в ХХ веке европейцы и американцы, которые увлеклись коллекционированием этих тканей. Они же и носили эти вещи, сделав их знаком принадлежности к определенной ориенталистской субкультуре, подчас закрытой, не для всех.

Сложно говорить об отличительных чертах производства абровых тканей у различных этнических групп. Эта разница крайне условна и имеет скорее, не этническую окраску, а исключительно географическую. Это связано с тем, что в местах совместного проживания народов сложился своего рода симбиоз культур. На первый план в таких ситуациях выходят не этнические различия, а хозяйственно-культурные. Различия заключались в основном в цветовых предпочтениях, масштабах и пропорциях узоров…

Икат — это барометр

На протяжении ХХ века в Узбекистане абровые ткани по-прежнему оставались своего рода барометром настроений общества, индикатором политических коллизий.

В первые десятилетия после установления советской власти кустарные ремесла, в том числе производство шелковых тканей, были вне закона, так как частная собственность и средства производства были запрещены. Однако искоренить любовь к красочным шелкам было невозможно. Как результат, в 1934 году был открыт Ташкентский текстильный комбинат, где любимые в народе ткани стали производить методом механической набивки.

В 1930-е годы абровые шелка стали ассоциироваться с национальной идентичностью, о чем свидетельствует многочисленная кино и фотохроника тех лет. Молодые девушки с открытыми лицами и в платьях из хан-атласа стали символом обновления общества.

Новый всплеск интереса к этим тканям происходит в 1970 – середине 80-х годов, в период так называемого «застоя», когда происходило возрождение национальных традиций «снизу», а не «сверху». В эти годы в обществе вновь был заметен интерес к традиционным ценностям, корням национальной культуры.

Древнее искусство ручного ткачества шелка возродилось в полной мере после 1991 года. Изменение экономической политики, появление частного предпринимательства позволили ремесленникам снова наладить кустарное производство шелковых тканей.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.

Источник